Сущностные характеристики антикоррупционного мировоззрения курсантов вуза Федеральной службы исполнения наказаний
Формирование антикоррупционной направленности личности сотрудника Феде- ральной службы исполнения наказаний должно начинаться в вузе в процессе про- фессиональной подготовки. В статье подчеркивается, что исследование проблемы становления антикоррупционного мировоззрения специалистов пенитенциарной системы лежит в сфере поиска оптимальных путей формирования ценностных от- ношений к службе в обстоятельствах существующих социальных рисков. При этом показатели состояния антикоррупционного мировоззрения представлены в виде взаимодействующих компонентов, обеспечивающих способность обучаемых к са- моопределению на основе юридических знаний, оценочных отношений к праву и правоприменительной практике, правовых установок и ценностных ориентаций.
Автором проанализированы знания и представления о коррупции курсантов ве- домственного вуза ФСИН России в соотнесении с их субъективным восприятием сложившейся системы антикоррупционного воспитания; приводятся результаты диагностики состояния антикоррупционного мировоззрения обучающихся как од- ной из составляющих феномена антикоррупционного правосознания, содержащего в себе когнитивный, оценочный и установочно-поведенческий компоненты.
Подтверждается, что динамика развития сущностных характеристик каждого из рассматриваемых компонентов позволяет определить уровень формирования антикоррупционного мировоззрения обучающихся и отслеживать дальнейшее раз- витие рассматриваемого явления, намечаются пути и технологии формирования педагогических условий становления антикоррупционной позиции курсантов вуза ФСИН России.
Ключевые слова: антикоррупционное мировоззрение; когнитивный ком- понент; оценочный компонент; установочно-поведенческий компонент; антикор- рупционное воспитание; критерии; показатели; коррупционные риски.
2. Интервью с начальником ГУЭБиПК МВД России А. Курносенко. url: https://www.kommersant.ru/doc/3571777 (дата обращения: 19.03.2018).
3. Жадан В. Н. Некоторые подходы к определению признаков и понятия коррупционных преступлений // Молодой ученый. 2015. № 7. С. 556–561. url: https://moluch.ru/archive/87/16598/ (дата обращения: 08.05.2018).
4. Николаев С. М. Сотрудник правоохранительных органов как субъект противодействия коррупции // Междуна- родный пенитенциарный журнал. 2016. № 2 (6). С. 44–48.
5. Панова О. Б. Педагогическая диагностика эффективности правового воспитания несовершеннолетних осужден- ных в воспитательной колонии : учеб. пособие. Вологда, 2008. 102 с.
6. Панова О. Б. Ситуации правового выбора в аспекте антикоррупционного воспитания сотрудников уголовно-ис- полнительной системы в образовательном процессе : учеб. пособие. Вологда, 2018. 112 с.
7. Ратинов А. Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования // Методология и методы соци- альной психологии. М., 1981. 247 с.
8. Рыбалкин Д. А. О воспитании антикоррупционной позиции личности // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 1. url: https://cyberleninka.ru/article/n/o-vospitanii-antikorruptsionnoy- pozitsii-lichnosti (дата обращения: 07.05.2018).
9. Щербакова Н. В. Проблемы правовой установки личности. Ярославль, 1993. 12 с.