Готовность несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, к профессиональному самоопределению как проблема современной педагогической науки
Анализ сложившихся научных подходов и авторских позиций, высказываемых в профориентологии, позволил определить сущность понятия «готовность к про- фессиональному самоопределению несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы». Его толкование строится на основе двух базовых категорий: профессио- нальное самоопределение и готовность.
Профессиональное самоопределение – процесс, осуществляемый на протяже- нии всей жизни человека, заключающийся в формировании личностью отношения к профессионально-трудовой сфере и самореализации, которая достигается бла- годаря согласованию внутриличностных и социально-профессиональных потреб- ностей. Будучи важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, оно предполагает, что несовершеннолетним осужденным необходимо сознательно выбрать и свое профессиональное будущее, и оптимальные формы и способы поведения, позволяющие его достичь.
Профессиональное самоопределение многокомпонентно, что обусловливает различные подходы к его структурированию.
Успешности самоопределения личности способствует особое направление пе- дагогической деятельности – профориентация. В современных условиях она педа- гогическая по методам, социальная по содержанию, экономическая по результатам и государственная по организации работы. В воспитательной колонии она выступа- ет и как средство ресоциализации лиц, отбывающих наказание.
Особым результатом профориентации является формирование готовности к профессиональному самоопределению. Анализ научных источников позволяет ут- верждать, что ее содержание составляют специфические знания, умения, навыки и настрой на конкретные профессиональные действия.
В пенитенциарной практике предлагается использовать понятие «готовность к профессиональному самоопределению несовершеннолетних, осужденных к лише- нию свободы», обозначая им интегративное качество личности, заключающееся в признании ценности труда, приобретении специальных знаний и умений, обеспе- чивающее профессиональное самоопределение в период лишения свободы и по- требность реализации в труде в постпенитенциарный период.
Деятельность по обеспечению формирования данной готовности должна стать одним из направлений учебно-воспитательного процесса в воспитательной коло- нии.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение; готовность к профессиональному самоопределению; профориентация; несовершеннолетние осужденные.
2. Андрющенко С. И. Педагогическая поддержка жизненному самоопределению подростков в условиях межшколь- ного учебного комбината // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3 : Педагогика и психоло- гия. 2011. № 2. url: http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-podderzhka-zhiznennomu-samoopredeleniyu-podro- stkov-v-usloviyah-mezhshkolnogo-uchebnogo-kombinata (дата обращения: 12.04.2016).
3. Батырева М. В. Процесс профессионального самоопределения городской молодежи : автореф. дис. … канд. социол. наук. Тюмень, 2003. 25 с.
4. Бесклубная А. В. Формирование готовности старшеклассников к выбору профессии : дис. … канд. пед. наук. Н. Новгород, 2013. 204 с.
5. Болучевская В. В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий : мо- ногр. Волгоград, 2010. 264 с.
6. Борисова Е. М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект : дис. … д-ра психол. наук. М., 1995. 411 с.
7. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1976. 176 с.
8. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М., 2003. 336 с.
9. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования. Воронеж, 2003. 480 с.
10. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М., 2005. 304 с.
11. Коннычева Г. Г. Формирование мотивационной готовности к профессиональному самоопределению лицеис- тов : дис. … канд. пед. наук. Саратов, 2001. 173 с.
12. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению: метод. пособие / сост. С. Н. Чистякова, А. Я. Журкина, Е. Н. Земленская. М., 1997.
13. Лесовик И. В. Педагогическая поддержка старшеклассников в процессе формирования готовности к профес- сиональному самоопределению : дис. … канд. пед. наук. Воронеж, 2007. 228 с.
14. Микаэлян Д. А. Психологическое сопровождение формирования готовности старшеклассников к осознанному выбору будущей профессии : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Пятигорск, 2015. 24 с.
15. Михайлова Д. Н., Литовкина А. А., Морозова В. В. Подготовка подростков к профессиональному самоопределе- нию в образовательном процессе школы // Самоопределение личности: история, теория и технология : материалы всерос. науч.-практ. конф. (Белгород, 30–31 мая 2013 г.). Белгород, 2013. С. 264–268.
16. Мордовская А. В., Панина С. В., Макаренко Т. А. Основы профориентологии. Якутск, 2008. 139 с.
17. Новейший философский словарь. url: http://www.philosophi-terms.ru (дата обращения: 26.05.2018).
18. Папсуева С. В. Профессиональное самоопределение школьников подросткового возраста : дис. … канд. пед. наук. Новосибирск, 2012. 228 с.
19. Поваренков Ю. П., хаймина А. Г. Профессиональное самоопределение воспитанников детских домов и школ- интернатов // Ярославcкий педагогический вестник. 2007. № 2. url: http: vestnik.yspu.org (дата обращения: 23.05.2015).
20. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация. М., 2008. 496 с.
21. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация. М., 2005. 496 с.
22. Профессиональное и личностное самоопределение детей-сирот / под ред. Л. В. Байбородовой. Ярославль, 1999. 67 c.
23. Ретивых М. В. Формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению : дис.
… д-ра пед. наук. Магнитогорск, 1998. 323 с.
24. Романцев Г. М. Социально-педагогические деструкции профориентации в современных условиях // Пробле- мы профориентационной работы в современных условиях : материалы всерос. науч.-практ. конф. (25–26 марта 2010 г.). Тюмень, 2010. С. 19–24.
25. Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения. М., 1985. 223 с.
26. Тер-Аракелян Э. К. Формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в условиях профильного обучения : дис. … канд. пед. наук. Тула, 2010. 248 с.
27. Цветкова Н. А. Профессиональное самоопределение личности на разных этапах становления профессионала : дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2005. 196 с.
28. Чистякова С. Н., Пряжников Н. С. Педагогическое сопровождение социально-профессионального самоопред- ления учащихся. М., 2002. С. 89–98.
29. Чистякова С. Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. М., 1987. 160 с.