О применении компьютерных систем тестирования для проверки знаний студентов и курсантов вузов
Для измерения уровня развития компетентностей студентов, курсантов, слу- шателей в педагогической практике широко применяются компьютерные тесты. Контроль знаний, который проходит в процессе компьютерного тестирования, рас- крывает количественные и качественные показатели учебной информации, а также дает возможность преподавателю скорректировать ход аудиторных занятий и орга- низацию самостоятельной работы обучаемых. В ведомственном вузе (Вологодском институте права и экономики ФСИН России) в современный период образователь- ный процесс сложно представить без использования компьютерных учебников, за- дачников, тренажеров, лабораторных практикумов, энциклопедий, справочников, различных систем тестового контроля знаний. Они составляют обширный класс средств, относящихся к образовательным информационным технологиям. Одним из условий эффективной подготовки будущих сотрудников уголовно-исполнитель- ной системы является применение в процессе обучения современных компьютер- ных программных средств для качественного контроля знаний. В образовательной организации созданы и используются соответствующие компьютерные тесты по большинству преподаваемых дисциплин и курсов, включая спецпредметы. В тече- ние двух лет проводился педагогический эксперимент по компьютерному контролю знаний слушателей. В нем приняло участие более 500 испытуемых. Компьютерные тесты, как и компьютерная система тестирования в целом, не могут пока заменить традиционные формы контроля знаний, к которым относятся контрольные и са- мостоятельные работы, зачеты, устные и письменные опросы, экзамены. Однако компьютерная форма зарекомендовала себя как удобная, позволяющая тратить меньше усилий на проверку и обработку результатов. Итоги педагогического экспе- римента подтверждают возможности систематического проведения компьютерно- го тестирования (вводное, тематическое, промежуточное, итоговое) для углубления знаний студентов и курсантов.
Ключевые слова: компетентность; контроль знаний; компьютерный тест; веб-тестирование; универсальный тестовый комплекс; компьютерный контроль знаний.
2. Голубев О. Б. Учебные сетевые проекты в обучении математике как средство развития познавательной актив- ности студентов-гуманитариев : дис. … канд. пед. наук. Ярославль, 2010. 177 с.
3. Голубев О. Б., Никифоров О. Ю. Особенности инновационной архитектуры учебного взаимодействия в цифровой школе // Инновационный Вестник Регион. 2012. № 4. С. 68–72.
4. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Рос. газ. 2012. 31 дек.
5. Шахов О. А., Бабкин А. А. Особенности формирования информационно-коммуникационной компетентности выпускника ведомственного вуза // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2017. № 1 (37). С. 101–105.
6. Электронная информационно-образовательная среда ведомственного вуза (на примере ВИПЭ ФСИН России)
/ С. А. Шлыков, Д. В. Сергеева, А. С. Соловьев и др. // Информационно-техническое обеспечение деятельности уголовно-исполнительной системы на современном этапе : сб. материалов науч.-практ. семинара (Вологда, 27 ок- тября 2016 г.). Вологда, 2017. С. 133–140.
7. golubev o. B., testov V. a. network information technologies as a basis of new educational paradigm // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 214. Р. 128–134.