Критерии и показатели эффективности реализации профессиональной переподготовки начальников отрядов осужденных
В данной статье проблема совершенствования работы уголовно-исполнитель- ной системы России рассматривается с точки зрения образовательной деятельно- сти. Подготовка кадров как организационно-управленческая проблема предпола- гает реализацию комплекса задач на нескольких уровнях.
Первый уровень связан с формированием личностной позиции начальника от- ряда осужденных к своей профессиональной деятельности. В статье в общем виде изложены условия формирования указанной позиции. Обозначено главное условие
– наличие психолого-педагогических знаний, необходимых для проектирования целостного процесса исправления осужденных.
Второй уровень решения проблемы – организация переподготовки начальников отрядов, не имеющих базового психолого-педагогического образования. На осно- вании краткой характеристики особенностей сотрудников как слушателей подоб- ных курсов раскрывается сущность переподготовки. Указываются также подходы к отбору содержания программы переподготовки кадров.
Третий уровень задач взаимосвязан с уточнением критериально-оценочного ап- парата, используемого для определения эффективности реализуемой программы. Критерии отобраны с учетом прагматического, компетентностного и личностно- ориентированного подходов к обучению. Показатели отражают сущность образо- вательной деятельности слушателей, помогают выявить уровень их удовлетворен- ности содержанием программы и готовность применять полученные знания в своей повседневной практике.
Предложенные критерии и показатели могут быть использованы для определе- ния эффективности образовательных программ курсов переподготовки и повыше- ния квалификации.
Ключевые слова: переподготовка начальников отрядов осужденных; до- полнительная профессиональная программа; критерии и показатели эффективно- сти реализации программы переподготовки; диагностический инструментарий.
2. Гагарина Л. Г., Румянцева Е. Л., Мязина Р. А. Проектирование адресной программы повышения квалификации и переподготовки профессорско-преподавательского состава // Письма в Эмиссия. Оффлайн : электрон. науч. жур- нал. 2011. № 3. url : https://elibrary.ru/item.asp?id=18255709 (дата обращения: 15.01.2018).
3. Измайлова Е. В. Повышение квалификации сотрудников уголовно-исполнительной системы на основе личност- но-ориентированного обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2008. 22 с.
4. Киселева Г. С. Модель компетенций как инструмент оценки эффективности системы переподготовки и повыше- ния квалификации кадров // Бизнес. Образование. Право. 2014. № 2 (27). С. 222–225.
5. Кичигина О. Ю. Совершенствование профессиональной переподготовки и повышения квалификации сотрудни- ков УИС (на примере ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России) // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики : материалы науч.-практ. конф. (Новокузнецк, 9–10 нояб. 2016 г.). Новокузнецк, 2016. С. 176–178.
6. Ларионов В. Г., Кергилова С. Н., Рыкова Я. С. Методика оценки результативности профессионального обучения и переобучения персонала филиала ПАО «Кубаньэнерго» Юго-Западные электрические сети // Инновации в менед- жменте. 2017. № 11. С. 44–50.
7. Мещеряков А. С., Байрамбеков Р. А., Беглянова А. С. Компетентностный подход к повышению квалификации сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы: концептуальный организационно-методический аспект // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. url : http://www.science- education.ru/ru/article/ view?id=14080 (дата обращения: 21.01.2018).
8. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 14.10.2010 № 1772-р (в ред. от 23.09.2015) // Собр. законодательства Рос. Фе- дерации. 2010. № 43. Ст. 5544.
9. Приоритетные направления работы начальников отрядов осужденных и трудности, возникающие в осуществле- нии их функциональных обязанностей (на основе опроса) / М. В. Киселев, С. Б. Филимонов, Н. Н. Ивашко и др. // Вестник Кузбасского института. 2015. № 1. С. 173–182.
10. Чириков А. Г., Ивашко Н. Н. Эффективность педагогической деятельности начальников отрядов исправительных учреждений // Вестник Кузбасского института. 2016. № 2 (27). С. 184–189.