Особенности воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными суицидального поведения в местах лишения свободы
Проблема суицида в настоящее время становится все более актуальной: каждую минуту в мире кто-то предпринимает попытку преднамеренного самоубийства. Под суицидальным поведением следует понимать волевые действия личности, конеч- ная цель которых – покушение на самоубийство или акт самоубийства.
Риск суицидов достаточно высок у осужденных, находящихся в местах лишения свободы. характеристика личности несовершеннолетних суицидентов во многом обусловлена особенностями подросткового возраста. Причинами рассматривае- мого состояния у подростков являются трудности условий отбывания наказания, пенитенциарный стресс, неблагоприятная социальная среда, наличие наркотиче- ской и алкогольной зависимостей, подверженность тюремной субкультуре и т. д. В итоге ухудшается самочувствие, наблюдается общая эмоциональная неустойчи- вость, которые и стимулируют суицидальные проявления.
В связи с этим необходима воспитательная работа, направленная на решение проблем суицидального поведения подростков. Сотрудники воспитательных коло- ний (совместно с другими специалистами) должны использовать все возможные средства для профилактики данных явлений.
Ключевые слова: воспитательная работа; воспитательная колония; личность несовершеннолетнего осужденного; суицидальное поведение; характеристика несовершеннолетних суицидентов; причины суицидальных проявлений; индивидуальный подход; формы и методы воспитательной работы.
2. Дебольский М. Г., Матвеева И. А. Суицидальное поведение осужденных, подозреваемых и обвиняемых в местах лишения свободы // Психология и право. 2013. № 3. url: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2013/n3/63783_full.shtml (дата обращения: 20.02.2018).
3. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. М., 1994. 400 с.
4. Ефимова О. И. Суицидальное поведение в подростковом возрасте // Успехи современного естествознания. 2005. № 11. С. 93–95.
5. Зауторова Э. В. Пенитенциарная педагогика : учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. Вологда, 2012.
6. Змановская Е. В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения) : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М., 2006. 288 с.
7. Леванова Е. А., Тарабакина Л. В., Бабиева Н. С. Психолого-педагогическая концепция программы «Профилакти- ка саморазрушающего поведения детей и подростков» // Преподаватель XXI век. 2012. № 3. С. 175–190.
8. Моховиков А. Н. Суицидология: прошлое и настоящее: проблема самоубийства в трудах философов, социоло- гов, психотерапевтов и в художественных текстах. М., 2001. 569 с.
9. Обзор о состоянии работы по профилактике суицидов среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных в 2017 году. М., 2018. 11 с.
10. Руженков В. А., Руженкова В. В. Самоубийства учащейся молодежи (раннее выявление и предотвращение). Белгород, 2012. 128 с.
11. Социально-психологическая характеристика суицидального поведения осужденных в местах лишения свободы (теоретические и методические аспекты) : учеб.-метод. пособие / авт.-сост. О. Г. Ковалев, Н. П. Тимонин. 2-е изд., перераб. и доп. Владимир, 2002. 132 с.