Философско-антропологические основания психотерапии осужденных
Статья посвящена обоснованию необходимости философско-антропологи- ческого подхода к разработке методологии пенитенциарной психотерапии, на- правленной на ресоциализацию осужденных, находящихся в исправительных учреждениях. Рассматриваются причины отставания пенитенциарной психотера- певтической практики от теоретических достижений современной психологии и других областей науки. Обосновывается актуальность и значимость философского анализа пенитенциарной психотерапии в контексте междисциплинарного подхода. На основе теоретических подходов различных философских школ раскрываются проблемы познания психики, сознания, бессознательного и духовного во внутрен- нем пространстве субъекта. Показано, что современный этап развития антрополо- гии в области воззрений на природу психического мира человека и феномен созна- ния характеризуется переосмыслением и сменой философских парадигм на основе принципов постнеклассической науки. Важность создания методологической базы психотерапии осужденных обусловлена необходимостью учета достижений и прин- ципов современной философии, основанных на синтезе ее парадигм с другими об- ластями науки и сближении со знаниями восточных школ философии и религиозных воззрений на природу и целеполагание человека.
Ключевые слова: психотерапия; философия; антропология; философская антропология; психология; культура; методология; междисциплинарный подход; метапсихологические теории; парадигма; дискурс; постнеклассическая наука; субъективная реальность; сознание; душа; духовность; принцип иерархичности; эк- зистенциальная психология; совладающее поведение; копинг; метафизика; транс- персональная психология; трансцендентность; принцип некаузальности; програм- мы и методы психотерапии осужденных; психическое личностное расстройство; стрессовые расстройства; психопатология; преступность; духовная дефицитар- ность; инкультурация; исправительное учреждение; осужденный.
2. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. М. ; Екатеринбург, 2015. 522 с.
3. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. М., 1956. 519 с.
4. Гартман Э. К понятию бессознательного // Новые идеи в философии : сб. СПб., 1913–1914. Т. 15. 144 с.
5. Гартман Э. Сущность мирового процесса, или Философия бессознательного. М., 1873–1875.
6. Гегель Г. В. Ф. Наука логики : в 3 т. М., 1971. Т. 2. 248 с.
7. Герасимова И. А. Проблема сознания в контексте междисциплинарного диалога // Россия и Восток. Феномен сознания: интегральное видение : тр. междунар. конф. (Астрахань, 9–12 сентября). Астрахань, 2004. С. 170–174.
8. Декарт Р. Страсти души : избр. произв. М., 1950. 711 с.
9. Диденко А. В. Расстройства личности у осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы : учеб. пособие. Томск, 2010. 240 с.
10. Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1972. 271 с.
11. Журавлев А. Л., Юревич А. В. Теория и методология психологии: постнеклассическая перспектива. М., 2007. 528 с.
12. Зинченко В. П. Сознание и творческий акт. М., 2010. 592 с.
13. Кант И. Соч. : в 6 т. М., 1964. Т. 3. Критика чистого разума. 799 с.
14. Лейбниц Г. В. Собр. соч. : в 4 т. М., 1983. Т. 2. Новые опыты о человеческом разумении автора системы пред- установленной гармонии. 686 с.
15. Оботурова Н. С. Влияние информационной образовательной среды на формирование общекультурных компе- тенций обучающихся // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2016. № 4 (36). С. 83–86.
16. Оботурова Н. С. Природа и познавательные функции бессознательного : моногр. Вологда, 2003. 104 с.
17. Оботурова Н. С. Философия идеи : моногр. Вологда, 2009. 175 с.
18. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы (январь – декабрь 2017 г.) : информ.- аналит. сб. Тверь, 2018. 358 с.
19. Платон. Соч. : в 3 т. М., 1972.
20. Шивананда С. йога и сила мысли. М., 2003.
21. Спиноза Б. Избранные произведения : в 2 т. М., 1957. Т. 2. 727 с.
22. Фихте И. Г. Антология мировой философии : в 4 т. М., 1971. Т. 3.
23. Чирков А. М. Системогенез стрессовой адаптации осужденных // Психопедагогика в правоохранительных ор- ганах. 2018. № 1 (72). С. 40–46.
24. Чирков А. М. Культуральный подход к психотерапии психических личностных расстройств у осужденных мо- лодежного возраста // Психолого-педагогическое обеспечение исполнения наказаний в отношении осужденных молодежного возраста : сб. материалов науч.-практ. семинара / под общ. ред. С. В. Маришина. Вологда, 2017. С. 8–32.
25. Чирков А. М. Полимодальная психотерапия ассоциации стрессовых и психических личностных расстройств // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2017. № 1 (37). С. 67–71.
26. Шеллинг Ф. В. И. Соч. : в 2 т. М., 1967. Т. 1. Система трансцендентального идеализма. 637 с.
27. Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1993. 479 с.