Правовое воспитание осужденных: поиск новых подходов
Технология правового воспитания нуждается в совершенствовании. Направляющее воздействие на осужденного со стороны сотрудника уголовно-исполнительной системы, осуществляющего правовое воспитание, должно учитывать множество разнообразных факторов – и внешних, и внутренних. Психолого-педагогические практики, оказывающие подобное воздействие, могут быть весьма разнообразны, однако юридическая сторона вопроса также должна обладать определенной вариативностью. Некоторые заключенные в силу своего несвободного состояния негативно относятся к любым проявлениям «диктатуры» со стороны государства, в том числе и «диктатуры закона». Нужно использовать подходы, позволяющие посмотреть на эту «диктатуру» под иным углом зрения и принять принудительную силу государства как осознанную необходимость. В качестве своеобразной «мягкой силы» может выступать теория естественных прав человека, которые обычно рассматривают как базис по отношению к надстройке в виде позитивного права. В некоторых случаях целесообразно перейти от пропаганды юридического знания к осмыслению его сущности, глубинных основ. Сущность права – явление многогранное, что подтверждает наличие монографических исследований данного феномена. В трансформации нуждается идеология, лежащая в основе противоправной деятельности заключенных, а не их теоретические познания. Сложнее всего изменить направленность их мышления, так как здесь уровень диспута переносится в метатеоретическую плоскость, где тон задают не термины, а понятия и категории.
Ключевые слова: правовое воспитание; естественные права человека; правопонимание; правовая культура; философия права; мотивация в праве; правосознание; позитивное право.
2. Алексеев С. С. Философия права. М., 1999. 330 с.
3. Байтин М. И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). М., 2005. 544 с.
4. Бондарев А. С. Правовая пропаганда и обучение – формы правового воспитания: понятие и средства воздействия // Вестник Пермского университета. 2008. № 1 (1). С. 4–15.
5. Венгеров А. Б. Теория государства и права : учеб. для юрид. вузов. М., 2006. 608 с.
6. Головкин Р. Б. Музыкальное произведение как вспомогательное средство правового регулирования // Вестник
Владимирского юридического института. 2017. № 4 (45). С. 123–126.
7. Графский В. Г. Всеобщая история права и государства : учеб. для вузов. М., 2007. 738 с.
8. Золкин А. Л. Философия права : учеб. М., 2012. 383 с.
9. Козюк М. Н. Феномен моды в теоретической юриспруденции // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2016.
№ 3. С. 219–234.
10. Корюхова Л. А. Правовое воспитание осужденных : метод. рекомендации. Вологда, 1998.
11. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права : учеб. М., 2006. 541 с.
12. Панова О. Б. Педагогическое сопровождение становления правовой позиции воспитанника исправительного
учреждения: сущность и структура // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика.
Психология. Социокинетика. 2011. № 4. С. 47–50.
13. Радько Т. Н. Теория государства и права : учеб. М., 2010. 752 с.