Роль пенитенциарной стрессологии в психологическом сопровождении сотрудников исправительных учреждений и осужденных
В статье рассматривается формирование процессов психической дезадаптации у сотрудников УИС и осужденных, делается акцент на необходимости повышения компетентности пенитенциарных психологов и других сотрудников исправительных и воспитательных учреждений в области профессионального и пенитенциарного стрессов, в частности с помощью изучения курса пенитенциарной стрессологии, что способствует преодолению стрессиндуцируемых повреждений, повышению стрессоустойчивости и расширению адаптационных ресурсов индивида.
Ключевые слова: пенитенциарная стрессология; профессиональный и пенитенциарный стрессы; духовность; негативное эмоциональное состояние; сотрудник исправительного учреждения; осужденный; психическая дезадаптация; экстремальность.
поведения и дезадаптивных состояний сотрудников уголовно-исполнительной системы: Моногр. М., 2008. 2 См.: Папкин А.И., Кузнецов Д.Ю. Психологические пути и
методы преодоления негативных эмоциональных состояний,
возникающих у сотрудников органов внутренних дел в опасных ситуациях профессиональной деятельности: Учеб. пособие. Домодедово; Човдырова Г.С. Формирование психологической устойчивости к различным стрессогенным факторам
у сотрудников органов внутренних дел: Лекция. Домодедово,
2003. 3 См.: Калманов Б.Г. и др. Профилактика отклоняющегося
поведения и дезадаптивных состояний сотрудников уголовно-исполнительной системы. 4 Там же.
5 См.: Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 г.
№ 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г.» (ред. от
31.05.2012 г.) // СЗ РФ. 2010. № 43. Ст. 5544. 6 См.: Човдырова Г.С. Формирование психологической
устойчивости к различным стрессогенным факторам у сотрудников органов внутренних дел. 7 Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М., 2006; Бохан Т.Г. Культурно-исторический подход к стрессу и стрессоустойчивости: Автореф. дис. … д-ра
психол. наук. Томск, 2008. С. 50. 8 Диденко А.В. Расстройства личности у осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы. 9 См.: Калманов Б.Г. и др. Профилактика отклоняющегося поведения и дезадаптивных состояний сотрудников уголовно-исполнительной системы; Папкин А.И., Кузнецов Д.Ю.
Психологические пути и методы преодоления негативных
эмоциональных состояний, возникающих у сотрудников органов внутренних дел в опасных ситуациях профессиональной деятельности; Човдырова Г.С. Формирование психологической устойчивости к различным стрессогенным факторам
у сотрудников органов внутренних дел.
10 См.: Там же.
11 Магомед-Эминов М.Ш. Феномен экстремальности. М.,
2008. 12 Бохан Т.Г. Культурно-исторический подход к стрессу и
стрессоустойчивости. С. 50; Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 2006; Магомед-Эминов М.Ш. Феномен экстремальности. 13 Шестун Е. Православная педагогика: Исторические
психолого-педагогические очерки. Самара, 1998. 14 Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта.
15 См.: Папкин А.И., Кузнецов Д.Ю. Психологические пути
и методы преодоления негативных эмоциональных состояний, возникающих у сотрудников органов внутренних дел в
опасных ситуациях профессиональной деятельности. 16 См.: Калманов Б.Г. и др. Профилактика отклоняющегося
поведения и дезадаптивных состояний сотрудников уголовно-исполнительной системы. 17 Там же.
18 Там же; Човдырова Г.С. Формирование психологической устойчивости к различным стрессогенным факторам у
сотрудников органов внутренних дел. 19 Магомед–Эминов М.Ш. Феномен экстремальности.
20 Диденко А.В. Расстройства личности у осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы. 21 Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление; Магомед-Эминов М.Ш. Феномен экстремальности. 22 Бохан Т.Г. Культурно-исторический подход к стрессу и
стрессоустойчивости; Ильин И.А. Аксиомы религиозного
опыта.