рубрика СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Создание вологодского пересыльного тракта колодников в XVIII в.
В статье выявляются основные предпосылки создания вологодского пересыльного тракта в первой половине XVIII в., раскрываются особенности этого процесса и роль в нем государства и церкви.
Ключевые слова: колодники духовного ведомства; вологодский пересыльный тракт; Тайная канцелярия; ямская подвода; безумные колодники; конвой; кормовые деньги; пересылка заключенных.
доцент кафедры философии и истории ВИПЭ ФСИН
России, кандидат исторических наук
, e-mail apavlushkov@yandex.ru
-
1 В XVI–XVII вв. понятие «государственный преступник»
было условным. Несмотря на то что второй Судебник и
Cоборное уложение давали квалификацию некоторых видов
государственных преступлений, на практике перечень их был
значительно шире. Обвинить в государственном преступлении могли за инакомыслие, донос, «царскую немилость»,
опалу по причине участия в политической борьбе и др. 2 См.: Законодательство Петра I / Под ред. А.А. Преображенского. М., 1998. С. 344–346. 3 См.: Павлушков А.Р. Северные монастыри XVIII–XIX вв. в
российской системе наказания. Критерии к оценке монастыря
как пенитенциарного учреждения // Проблемы совершенствования подготовки кадров и развития научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях уголовноисполнительной системы России: Сб. материалов межвуз.
науч.-практ. конф. (Вологда, 18–19 февраля 2000 г.): В 2 ч.
Вологда, 2002. Ч. 1. С. 95–100. 4 См.: Рассказов Л.П., Упоров И.В. Становление в России
института ссылки как вида наказания // История государства
и права. 1999. № 4. С. 13–16.
5 Артикул воинский (1715 г.) монастырское заключение
определял как дополнительную меру к основному наказанию
за некоторые виды уголовных, государственных и церковных
преступлений. Этот подход сохранялся до конца XIX в., при
этом менялись составы и субъекты. Однако в действительности все было гораздо сложнее, а практика монастырской
ссылки была более разнообразной, что подкреплялось решениями конкретных судебных дел. 6 Епархиальный архиерей – должностное лицо в церковной иерархии, осуществлявшее общее руководство над вверенной ему епархией. Помимо административных он обладал
судебными и надзорными полномочиями, в том числе и по
контролю за передвижением ссыльных духовного ведомства. 7 «Обнаженными колодниками» называли преступников из
числа духовенства, которых лишали церковных званий. Это
предпринималось в тех случаях, когда по отношению к обвиняемым применяли пытки при подозрении их в совершении
государственных преступлений. Применять пытку к представителям духовенства можно было только после снятия духовного сана. 8 См.: Семевский М.Н. Тайная служба Петра I: Документальные повести / Сост. О.А. Яновский. Минск, 1993. 9 Через несколько лет, когда Синод уже состоялся и сложился в самостоятельный институт, споры по вопросам отправки колодников с Тайной канцелярией у него возникали
часто. Более того, были случаи, когда он отказывался принимать колодников, присылаемых из Тайной канцелярии, ссылаясь на императорские указы. 10 См.: ПСРПС. Т. 3. № 1040.
11 См.: Там же. Т. 1. № 227. С. 278–279.
12 См.: Там же. Т. 5. № 1565. С. 103.
13 См.: Там же. Т. 2. № 914. С. 613.
14 Светская команда – организованная группа из военных,
собираемая для выполнения различных целей (поиск беглых,
сопровождение важных колодников, проведение дознания
по требованиям Синода или Сената). В состав светских команд могли входить и духовные лица, когда решение вопросов предполагало совмещение ведомственных интересов,
например при выявлении раскольников. 15 См.: ПСРПС. Т. 1. № 227. С. 280.
16 См.: Там же. Т. 2. № 723. С. 412–413.
17 См.: Там же. № 914.
18 См.: Там же. Т. 7. № 2348. С. 124–125.
19 См.: Там же. Т. 5. № 1565. С. 103.
20 См.: Там же. Т. 3. № 1040. С. 76.
21 См.: Там же. Т. 7. № 2382.
22 См.: Там же. № 2411.
23 См.: Там же. № 2513.
24 См.: Там же. № 2512. С. 395.
25 По всем документам XVIII в. Петропавловская крепость
проходит под названием Санкт-Петербургская. Это ее официальное название, закрепленное в момент ее строительства, в 1703 г. В 1917 г. она была переименована в Петропавловскую. Однако в народе она так называлась уже два
столетия, что связывалось с церковным праздником Петра и
Павла, во время которого началось строительство крепости,
и с воздвигнутым в их честь собором на ее территории. 26 Благодаря этой дате возникло и другое название СанктПетербургской крепости – Русская Бастилия, введенное в
оборот иностранными послами после ее посещения по настоянию Петра I. 27 См. подр.: Бастарева Л.И., Сидорова В.И. Петропавловская крепость. Л., 1978. 28 См.: http://drakankc.ru/istoricheskie-zametki/zametkivoennogo-istorika/2161 29 Так в документах называлось помещение СанктПетербургской крепости, где происходил пыточный расспрос
по делам, относящимся к ведомству Тайной канцелярии. 30 См.: ПСРПС. Т. 6. № 2084.
31 См.: Спицнадель В.Б. Генезис уголовно-исполнительного права в контексте становления и эволюции пенитенциарной системы России: Дис. … д-ра юрид. наук. СПб., 2004.
С. 20–22.
было условным. Несмотря на то что второй Судебник и
Cоборное уложение давали квалификацию некоторых видов
государственных преступлений, на практике перечень их был
значительно шире. Обвинить в государственном преступлении могли за инакомыслие, донос, «царскую немилость»,
опалу по причине участия в политической борьбе и др. 2 См.: Законодательство Петра I / Под ред. А.А. Преображенского. М., 1998. С. 344–346. 3 См.: Павлушков А.Р. Северные монастыри XVIII–XIX вв. в
российской системе наказания. Критерии к оценке монастыря
как пенитенциарного учреждения // Проблемы совершенствования подготовки кадров и развития научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях уголовноисполнительной системы России: Сб. материалов межвуз.
науч.-практ. конф. (Вологда, 18–19 февраля 2000 г.): В 2 ч.
Вологда, 2002. Ч. 1. С. 95–100. 4 См.: Рассказов Л.П., Упоров И.В. Становление в России
института ссылки как вида наказания // История государства
и права. 1999. № 4. С. 13–16.
5 Артикул воинский (1715 г.) монастырское заключение
определял как дополнительную меру к основному наказанию
за некоторые виды уголовных, государственных и церковных
преступлений. Этот подход сохранялся до конца XIX в., при
этом менялись составы и субъекты. Однако в действительности все было гораздо сложнее, а практика монастырской
ссылки была более разнообразной, что подкреплялось решениями конкретных судебных дел. 6 Епархиальный архиерей – должностное лицо в церковной иерархии, осуществлявшее общее руководство над вверенной ему епархией. Помимо административных он обладал
судебными и надзорными полномочиями, в том числе и по
контролю за передвижением ссыльных духовного ведомства. 7 «Обнаженными колодниками» называли преступников из
числа духовенства, которых лишали церковных званий. Это
предпринималось в тех случаях, когда по отношению к обвиняемым применяли пытки при подозрении их в совершении
государственных преступлений. Применять пытку к представителям духовенства можно было только после снятия духовного сана. 8 См.: Семевский М.Н. Тайная служба Петра I: Документальные повести / Сост. О.А. Яновский. Минск, 1993. 9 Через несколько лет, когда Синод уже состоялся и сложился в самостоятельный институт, споры по вопросам отправки колодников с Тайной канцелярией у него возникали
часто. Более того, были случаи, когда он отказывался принимать колодников, присылаемых из Тайной канцелярии, ссылаясь на императорские указы. 10 См.: ПСРПС. Т. 3. № 1040.
11 См.: Там же. Т. 1. № 227. С. 278–279.
12 См.: Там же. Т. 5. № 1565. С. 103.
13 См.: Там же. Т. 2. № 914. С. 613.
14 Светская команда – организованная группа из военных,
собираемая для выполнения различных целей (поиск беглых,
сопровождение важных колодников, проведение дознания
по требованиям Синода или Сената). В состав светских команд могли входить и духовные лица, когда решение вопросов предполагало совмещение ведомственных интересов,
например при выявлении раскольников. 15 См.: ПСРПС. Т. 1. № 227. С. 280.
16 См.: Там же. Т. 2. № 723. С. 412–413.
17 См.: Там же. № 914.
18 См.: Там же. Т. 7. № 2348. С. 124–125.
19 См.: Там же. Т. 5. № 1565. С. 103.
20 См.: Там же. Т. 3. № 1040. С. 76.
21 См.: Там же. Т. 7. № 2382.
22 См.: Там же. № 2411.
23 См.: Там же. № 2513.
24 См.: Там же. № 2512. С. 395.
25 По всем документам XVIII в. Петропавловская крепость
проходит под названием Санкт-Петербургская. Это ее официальное название, закрепленное в момент ее строительства, в 1703 г. В 1917 г. она была переименована в Петропавловскую. Однако в народе она так называлась уже два
столетия, что связывалось с церковным праздником Петра и
Павла, во время которого началось строительство крепости,
и с воздвигнутым в их честь собором на ее территории. 26 Благодаря этой дате возникло и другое название СанктПетербургской крепости – Русская Бастилия, введенное в
оборот иностранными послами после ее посещения по настоянию Петра I. 27 См. подр.: Бастарева Л.И., Сидорова В.И. Петропавловская крепость. Л., 1978. 28 См.: http://drakankc.ru/istoricheskie-zametki/zametkivoennogo-istorika/2161 29 Так в документах называлось помещение СанктПетербургской крепости, где происходил пыточный расспрос
по делам, относящимся к ведомству Тайной канцелярии. 30 См.: ПСРПС. Т. 6. № 2084.
31 См.: Спицнадель В.Б. Генезис уголовно-исполнительного права в контексте становления и эволюции пенитенциарной системы России: Дис. … д-ра юрид. наук. СПб., 2004.
С. 20–22.