рубрика АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЮРИСПРУДЕНЦИИ
Свобода совести и свобода вероисповедания осужденных: исходные понятия и их закрепление в уголовно-исполнительном праве
В статье рассматривается свобода совести – фундаментальный институт в структуре правового статуса человека. Автором отмечается, что законодательство только упоминает эту правовую категорию, но не раскрывает порядок реализации человеком соответствующего права, в связи с чем свобода совести зачастую отождествляется со свободой вероисповедания, что ошибочно, поскольку данные правовые институты несут в себе равнонаправленную, но не идентичную смысловую нагрузку.
Ключевые слова: свобода совести; свобода вероисповедания; осужденные; воспитательная работа.
научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории организационно-научного отдела ВИПЭ ФСИН России
, e-mail ono.nil@yandex.ru
-
1 См.: Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия. М., 2003. С. 659. 2 См.: Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. M., 2008. С. 354–355. 3 См.: Философский энциклопедический словарь / Ред.-
сост. Е.Ф. Губский. М., 2003. С. 422. 4 См.: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского
языка: В 4 т. М., 1982. Т. 4. С. 257. 5 См.: Философский энциклопедический словарь / Ред.-
сост. Е.Ф. Губский. С. 422. 6 См.: Большой энциклопедический словарь: В 2 т. / Гл.
ред. А.М. Прохоров. 1991. Т. 2. С. 372. 7 См.: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского
языка. Т. 4. С. 257. 8 См.: Щекотова Р.Р. Философия права Б.Н. Чичерина //
Известия Уральского государственного университета. 2008.
№ 61. С. 99. 9 См.: Рационализм и иррационализм в античной философии: Моногр. / В.Н. Горан, М.Н. Вольф, И.В. Берестов,
Е.В. Орлов, Е.В. Афонасин, П.А. Бутаков; Отв. ред. В.Н. Карпович. Новосибирск, 2010. С. 73–74. 10 См.: Локк Дж. Сочинения: В 3 т. М., 1988. Т. 3. С. 626. 11 См.: Прокофьев А.В. Нравственность и свобода воли
(Кант – Шопенгауэр – Фейербах) // Этическая мысль. М.,
2000. Вып. 1. С. 174. 12 См.: Батлер Дж. Проповедь I: Человеческая природа
(Римляне XII. 4,5). http://www.vts.edu/BPL/But-ler’s%20Sermons/SERMON%20I.php 13 См.: Бердяев Н. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. Париж, 1931. С. 155. 14 См.: Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса.
М., 1994. С. 36. 15 См.: Гегель Г. Философия права. М., 1990. С. 173.
16 См.: Гартман Н. Этика. СПб., 2002. С. 188.
17 См.: Апресян Р.Г. О появлении понятия «золотое правило» // Этическая мысль / Отв. ред. А.А. Гусейнов. М., 2007.
Вып. 8. С. 197. 18 См.: Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. Основы
этики. Характер русского народа. М., 1991. С. 241. 19 См.: Ильин И. Религиозный смысл философии: три
речи. 1914–1923. Париж, 1924. С. 68. 20 Апофатика – традиция апофатического, или отрицательного, метода познания в богословии. Апофатическая
(негативная) теология направлена на то, чтобы выразить
сущность Бога путем отрицания всех возможных определений как несоизмеримых с его природой. Бог предстает как
принципиально невыразимое. Этим апофатика отличается
от катафатики, приземляющей Божественное, дающей ему
конкретные (позитивные) характеристики (см.: Новый энциклопедический словарь. М., 2004. С. 58). 21 См.: http://www.voltaire-integral.com/Esprit_des_Lois/
L01.htm#L01_02 22 См.: Волков С.Ю. Проблема защиты мирного населения в ходе войны: доктрина Гуго Гроция // Cross-cultural
Communication (Canadian Academy of Oriental and Occidental
Culture). 2009. Vol. 5. № 3. С. 78. 23 См.: Аналитическая психология: прошлое и настоящее /
Сост. В.В. Зеленский, А.М. Руткевич. М., 1995. С. 80. 24 См.: Юм Д. Трактат о человеческой природе, или попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам 1734–1737. Минск, 1998. С. 319. 25 См.: Локк Дж. Сочинения: В 3 т. Т. 3. С. 213.
26 См.: Гегель Г. Философия права. С. 173.
27 См.: Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 272.
28 См.: Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть
государства церковного и гражданского. С. 39. 29 См.: Руссо Ж.Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми. М., 2004. С. 743. 30 См.: Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб.
пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2000. С. 636. 31 См.: Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть
государства церковного и гражданского. С. 95. 32 См.: Акопян Г.А. Свобода совести: философско-антропологическое измерение: Дис. ... канд. филос. наук. Армавир, 2009. С. 77. 33 См.: Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса.
С. 42. 34 См.: Трунцевский Ю.В. К вопросу о необходимости закона о нравственности как национальной идее // Культура:
управление, экономика, право. 2007. № 2. Доступ из СПС
«КонсультантПлюс». 35 См.: СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
36 Там же.
37 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 г. № 1-ФЗ (ред. от 29.02.2012 г.) // СЗ РФ.
1997. № 2. Ст. 198. 38 См.: Закон Российской Федерации «Об образовании»
от 10.07.1992 г. № 3266-1 (ред. от 03.12.2011 г.) // СЗ РФ.
1996. № 3. Ст. 150. 39 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 г. № 1-ФЗ (ред. от 29.02.2012 г.). Ст. 11. 40 Там же. Ст. 110. 41 См.: Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. В.И. Селиверстова. М., 2011.
сост. Е.Ф. Губский. М., 2003. С. 422. 4 См.: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского
языка: В 4 т. М., 1982. Т. 4. С. 257. 5 См.: Философский энциклопедический словарь / Ред.-
сост. Е.Ф. Губский. С. 422. 6 См.: Большой энциклопедический словарь: В 2 т. / Гл.
ред. А.М. Прохоров. 1991. Т. 2. С. 372. 7 См.: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского
языка. Т. 4. С. 257. 8 См.: Щекотова Р.Р. Философия права Б.Н. Чичерина //
Известия Уральского государственного университета. 2008.
№ 61. С. 99. 9 См.: Рационализм и иррационализм в античной философии: Моногр. / В.Н. Горан, М.Н. Вольф, И.В. Берестов,
Е.В. Орлов, Е.В. Афонасин, П.А. Бутаков; Отв. ред. В.Н. Карпович. Новосибирск, 2010. С. 73–74. 10 См.: Локк Дж. Сочинения: В 3 т. М., 1988. Т. 3. С. 626. 11 См.: Прокофьев А.В. Нравственность и свобода воли
(Кант – Шопенгауэр – Фейербах) // Этическая мысль. М.,
2000. Вып. 1. С. 174. 12 См.: Батлер Дж. Проповедь I: Человеческая природа
(Римляне XII. 4,5). http://www.vts.edu/BPL/But-ler’s%20Sermons/SERMON%20I.php 13 См.: Бердяев Н. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. Париж, 1931. С. 155. 14 См.: Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса.
М., 1994. С. 36. 15 См.: Гегель Г. Философия права. М., 1990. С. 173.
16 См.: Гартман Н. Этика. СПб., 2002. С. 188.
17 См.: Апресян Р.Г. О появлении понятия «золотое правило» // Этическая мысль / Отв. ред. А.А. Гусейнов. М., 2007.
Вып. 8. С. 197. 18 См.: Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. Основы
этики. Характер русского народа. М., 1991. С. 241. 19 См.: Ильин И. Религиозный смысл философии: три
речи. 1914–1923. Париж, 1924. С. 68. 20 Апофатика – традиция апофатического, или отрицательного, метода познания в богословии. Апофатическая
(негативная) теология направлена на то, чтобы выразить
сущность Бога путем отрицания всех возможных определений как несоизмеримых с его природой. Бог предстает как
принципиально невыразимое. Этим апофатика отличается
от катафатики, приземляющей Божественное, дающей ему
конкретные (позитивные) характеристики (см.: Новый энциклопедический словарь. М., 2004. С. 58). 21 См.: http://www.voltaire-integral.com/Esprit_des_Lois/
L01.htm#L01_02 22 См.: Волков С.Ю. Проблема защиты мирного населения в ходе войны: доктрина Гуго Гроция // Cross-cultural
Communication (Canadian Academy of Oriental and Occidental
Culture). 2009. Vol. 5. № 3. С. 78. 23 См.: Аналитическая психология: прошлое и настоящее /
Сост. В.В. Зеленский, А.М. Руткевич. М., 1995. С. 80. 24 См.: Юм Д. Трактат о человеческой природе, или попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам 1734–1737. Минск, 1998. С. 319. 25 См.: Локк Дж. Сочинения: В 3 т. Т. 3. С. 213.
26 См.: Гегель Г. Философия права. С. 173.
27 См.: Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 272.
28 См.: Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть
государства церковного и гражданского. С. 39. 29 См.: Руссо Ж.Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми. М., 2004. С. 743. 30 См.: Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб.
пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2000. С. 636. 31 См.: Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть
государства церковного и гражданского. С. 95. 32 См.: Акопян Г.А. Свобода совести: философско-антропологическое измерение: Дис. ... канд. филос. наук. Армавир, 2009. С. 77. 33 См.: Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса.
С. 42. 34 См.: Трунцевский Ю.В. К вопросу о необходимости закона о нравственности как национальной идее // Культура:
управление, экономика, право. 2007. № 2. Доступ из СПС
«КонсультантПлюс». 35 См.: СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
36 Там же.
37 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 г. № 1-ФЗ (ред. от 29.02.2012 г.) // СЗ РФ.
1997. № 2. Ст. 198. 38 См.: Закон Российской Федерации «Об образовании»
от 10.07.1992 г. № 3266-1 (ред. от 03.12.2011 г.) // СЗ РФ.
1996. № 3. Ст. 150. 39 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 г. № 1-ФЗ (ред. от 29.02.2012 г.). Ст. 11. 40 Там же. Ст. 110. 41 См.: Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. В.И. Селиверстова. М., 2011.