Уголовная политика: проблемы наказания в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации
В статье рассматриваются основные направления развития и реализации совре- менной уголовной политики России через систему уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации. Автор оценивает значение и эффективность каждого из видов уголов- ных наказаний в единой уголовной политике России, анализирует последствия их законодательного установления, изменения или прекращения для судебной прак- тики по уголовным делам, а также в целом для практики борьбы с преступностью в нашей стране.
Ключевые слова: уголовная политика; система уголовных наказаний; смертная казнь; лишение свободы; ограничение свободы; принудительные работы; исправительные работы; конфискация.
1997. С. 443; Чернов А.Д. Лишение свободы как вид уголов-
ного наказания: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1998.
С. 19; Мелентьев М.П. Особенности применения отдельных
видов уголовных наказаний: Учеб. пособие. Рязань, 2003. С. 9.
2 См.: СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2955.
3 См.: Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 4-ФЗ
«О внесении изменений и дополнений в федеральные за-
коны "О введении в действие Уголовного кодекса Рос-
сийской Федерации" и "О введении в действие Уголов-
но-исполнительного кодекса Российской Федерации"» //
СПС «КонсультантПлюс».
4 См.: СЗ РФ. 2005. № 1. Ст. 3.
5 См.: Российская газета. 2003. 16 дек.
6 См.: Там же. 2011. 9 дек.
7 См.: Уголовно-исполнительное право России: Учеб. /
Под ред. А.И. Зубкова. М., 1997. С. 442.
8 Федеральный закон Российской Федерации от
27.12.2009 г. № 377-ФЗ «О внесении изменений в отдель-
ные законодательные акты Российской Федерации в связи
с введением в действие положений Уголовного кодекса Рос-
сийской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса
Российской Федерации о наказании в виде ограничения сво-
боды» // Российская газета. 2009. 30 дек.
9 См.: Там же. 2011. 9 дек.
10 См.: Федеральный закон Российской Федерации от
06.04.2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за
лицами, освобожденными из мест лишения свободы» //
Там же. 8 апр.
11 См.: Предупреждение преступлений и иных правона-
рушений в колониях-поселениях: Учеб.-метод. пособие. М.,
2007. С. 4, 5, 43.
12 См.: Быков В.М. Имел ли право Конституционный Суд
Российской Федерации приостановить действие Консти-
туции Российской Федерации? www.justicemaker.ru/viewarticle.
php?id=10&art=814
13 См.: Определение Конституционного Суда Российской
Федерации от 19.11.2009 г. № 1344-О-Р «О разъяснении пун-
кта 5 резолютивной части Постановления Конституционного
Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года 3-П по
делу о проверке конституционности положений статьи 41 и
части третьей статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса
РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета Рос-
сийской Федерации от 16 июля 1993 года "О порядке введе-
ния в действие Закона Российской Федерации «О внесении
изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве
РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголов-
ный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных
правонарушениях"» // Российская газета. 2009. 27 нояб.
14 Определением Конституционного Суда Российской
Федерации от 19.11.2009 г. № 1344-О-Р в отношении поло-
жения п. 5 резолютивной части постановления Конституци-
онного Суда Российской Федерации от 02.02.1999 г. № 3-П
установлено, что в системе действующего правового регу-
лирования в результате длительного моратория на примене-
ние смертной казни сформировались устойчивые гарантии
права человека не быть подвергнутым ей и сложился кон-
ституционно-правовой режим, в рамках которого с учетом
международно-правовой тенденции и обязательств, взятых
на себя Российской Федерацией, происходит необратимый
процесс, направленный на отмену смертной казни как ис-
ключительной меры наказания, носящей временный харак-
тер («впредь до ее отмены») и допускаемой лишь в течение
определенного переходного периода, то есть на реализацию
цели, закрепленной ст. 20 (ч. 2) Конституции Российской
Федерации. Это означает, что исполнение данного поста-
новления в части, касающейся введения суда с участием
присяжных заседателей на всей территории Российской
Федерации, не открывает возможность применения смерт-
ной казни, в том числе по обвинительному приговору, вы-
несенному на основании вердикта присяжных заседателей.