Методологические подходы к проблеме психологического стресса у сотрудников исправительных учреждений и осужденных
В статье рассматриваются вопросы методологии психологического стресса, го- ворится о необходимости привлечения метатеоретического философского уровня анализа различных психодезадаптивных состояний, возникающих на основе пси- хологического стресса у сотрудников исправительных учреждений и осужденных. Обосновывается необходимость междисциплинарных исследований стресса и ис- пользования полипарадигмального подхода к оценке стрессиндуцированных пси- хических расстройств (психической дезадаптации) с позиций постнеклассической психологии и других областей знаний о человеке, в частности антропологии.
Ключевые слова: стресс; психическая дезадаптация; совладающее пове- дение; постнеклассическая психология; сознание; духовность.
ческие исследования // Эмоциональный стресс / Под ред.
Л. Леви. М., 1970. С. 178–208.
2 См.: Моросанова В.И. Личностные аспекты саморегуля-
ции произвольной активности человека // Психологический
журнал. 2002. Т. 23. № 6. С. 5–17.
3 См.: Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. Стресс, выгорание,
совладание в современном контексте. М., 2011.
4 См.: Там же.
5 См.: Сергиенко Е.А. Развитие психологии субъекта и
субъект развития // Психологический журнал. 2012. Т. 33.
№ 1. С. 7.
6 См.: Там же. С. 8.
7 См.: Там же.
8 См.: Фоменко Г.Ю. Личность в экстремальных модусах
бытия. Краснодар, 2006.
9 См.: Сергиенко Е.А. Субъект и личность: поиск единства
и специфика // Мир психологии. 2012. № 3. С. 30–49.
10 См.: Там же.
11 См.: Иванников В.А. и др. Место понятия «воля» в со-
временной психологии // Вопросы психологии. 2014. № 2.
С. 15–23.
12 Там же. С. 15.
13 См.: Там же.
14 См.: Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и
преодоление.
15 См.: Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования,
мифы. СПб., 2003.
16 См.: Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу: осно-
вы теории, диагностика, терапия. СПб., 2004.
17 См.: Гринберг Дж. Управление стрессом. СПб., 2004.
18 См.: Юревич А.В. Исследовательская и практическая
психология: еще раз о «схизисе» // Психологический журнал.
2012. Т. 33. № 1. С. 127–136.
19 См.: Там же. С. 132.
20 См.: Жалагина Т.А., Короткина Е.Г. Психология на пути
интеграции науки и практики // Психологический журнал.
2012. Т. 33. № 1. С. 137–140.
21 См.: Фельдштейн Д.И. Проблемы психолого-педа-
гогических наук в пространственно-временной ситуации
ХХI в.: вызовы информационной эпохи // Вопросы психоло-
гии. 2013. № 1. С. 46–65.
22 См.: Слободчиков В.И. Христианская психология – ее
возможность и действительность // Шеховцова Л.Ф., Зень-
ко Ю.М. Элементы православной психологии. М., 2012.
С. 6–15.
23 См.: Марцинковская Т.Д. Психология в современном
мире // Теория и методология психологии: Постнеклассиче-ская перспектива / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М.,
2007. С. 33–45.
24 См.: Магомед-Эминов М.Ш. Феномен экстремально-
сти. М., 2008.
25 См.: Зинченко В.П. Сознание и творческий акт. М., 2010.
26 См. подр.: Бабурин С.В., Чирков А.М. Психолого-педа-
гогические основы пенитенциарной стрессологии: Учеб. по-
собие. Вологда, 2014; Они же. Постнеклассический подход
в науке к проблемам стресса и адаптации в исправительных
учреждениях // Уголовная и уголовно-исполнительная поли-
тика в России и за рубежом: состояние, тенденции и пробле-
мы совершенствования: Сб. материалов междунар. науч.-
практ. конф. (г. Вологда, 28–29 ноября 2013 г.). Вологда, 2013.
С. 297–304; Бабурин С.В. Проблемы стресса и адаптации в
пенитенциарной психологии // Вестник института: престу-
пление, наказание, исправление. 2014. № 1 (25). С. 46–50.