Психотерапия деструктивных последствий пенитенциарного стресса
В статье рассматриваются вопросы превенции деструктивных последствий пенитенциарного стресса посредством трансформации психической энергии негативных психодезадаптивных состояний в процессы развития внутреннего мира осужденных. Анализируются стратегия и принципы использования адаптивной роли стресса и применения целого ряда психотерапевтических методов с целью развития самосознания и саморегуляции в процессе ресоциализации и формирования правопослушного поведения осужденных.
Ключевые слова: пенитенциарный стресс; осужденные; психическая адаптация и дезадаптация; личностные расстройства; психотерапия; саморегуляция; страсти; стратегия и принципы интервенции; культура; сознание; экзистенции; духовность; культуртерапия.
начальник ВИПЭ ФСИН России, кандидат психологических
наук, доцент, почетный работник высшего профессионального образования
Российской Федерации
, e-mail vipe.vologda@mail.ru
-
1 См.: Бабурин С.В. Психолого-педагогические условия
адаптации и дезадаптации заключенных: Дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1999; Бабурин С.В., Оботурова Н.С., Чирков А.М. Методологические подходы к проблеме стресса у
сотрудников исправительных учреждений и осужденных //
Прикладная юридическая психология. 2014. № 3. С. 103–
112; Бабурин С.В. Проблемы стресса и адаптации в пенитенциарной психологии // Вестник института: преступление,
наказание, исправление. 2014. № 1 (25). С. 46–51; Бабурин С.В., Чирков А.М. Психолого-педагогические основы
пенитенциарной стрессологии: Учеб. пособие. Вологда,
2014; Пономарев С.Б. и др. Синдром тюремной социальной
депривации в молодом возрасте. Екатеринбург, 2008; Сандомирский М.Е. Психическая адаптация в условиях пенитенциарного стресса и личностно-типологические особенности
осужденных. Уфа, 2001; Човдырова Г.С. Проблемы стресса,
психической дезадаптации и повышения стрессоустойчивости личности в условиях социальной изоляции [Электронный
ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/file/218606/ 2 См.: Бабурин С.В., Чирков А.М. Психолого-педагогические основы пенитенциарной стрессологии. С. 499–519;
Диденко А.В. Расстройства личности у осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы: Учеб. пособие /
Под общ. ред. В.Я. Семке. Томск, 2010. С. 30–114. 3 См. подр.: Бабурин С.В. Психолого-педагогические
условия адаптации и дезадаптации заключенных. Об этом
также: Пономарев С.Б. и др. Синдром тюремной социальной
депривации в молодом возрасте. С. 133; Трубецкой В.Ф.,
Трифонов О.И. Профилактика правонарушений и преступлений, совершаемых лицами, имеющих психические расстройства: Метод. рекомендации. М., 2006. С. 23. 4 См. подр.: Бабурин С.В., Чирков А.М. Психолого-педагогические основы пенитенциарной стрессологии. 5 См.: Пономарев С.Б. и др. Синдром тюремной социальной депривации в молодом возрасте. С. 31. 6 См.: Там же. С. 132–133.
7 См.: Там же. С. 137.
8 См. подр.: Бабурин С.В., Оботурова Н.С., Чирков А.М.
Методологические подходы к проблеме стресса у сотрудников исправительных учреждений и осужденных. С. 103–112;
Бабурин С.В., Чирков А.М. Психолого-педагогические основы пенитенциарной стрессологии. 9 См.: Бабурин С.В., Чирков А.М. Психолого-педагогические основы пенитенциарной стрессологии. С. 69–165. 10 См.: Бабурин С.В. Психолого-педагогические условия
адаптации и дезадаптации заключенных; Бабурин С.В., Чирков А.М. Психолого-педагогические основы пенитенциарной
стрессологии; Диденко А.В. Расстройства личности у осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы;
Панова О.Б. Педагогическое обеспечение правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. Ярославль,
2013; Слезин В.Б. и др. Изменение функционального состояния мозга при христианской молитве [Электронный ресурс].
URL:http://atheo-clab.ru/phisiologia/slesin.pdf; Уилбер К. Интегральная психология. Сознание, Дух, Психология, Терапия.
М., 2004; Ньюберг Э., Уолдман М.Р. Как Бог влияет на ваш
мозг. М., 2012. 11 См.: Бабурин С.В., Чирков А.М. Психолого-педагогические основы пенитенциарной стрессологии. С. 495–499; Панова О.Б. Педагогическое обеспечение правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных в воспитательной
колонии. С. 22–24. 12 См.: Бабурин С.В., Чирков А.М. Психолого-педагогические основы пенитенциарной стрессологии. С. 163; Братусь Б.С. Смысловая сфера личности. СПб., 2000; Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие
субъективной реальности в онтогенезе. М., 2000. 13 См.: Бабурин С.В., Чирков А.М. Психолого-педагогические основы пенитенциарной стрессологии; Братусь Б.С.
Смысловая сфера личности; Грофф С. Путешествие в поисках себя: Измерения сознания. Новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира. М., 2004; Ленгле А. Эмоции и экзистенция. Xарьков, 2011; Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 14 См. об этом: Бабурин С.В. Психолого-педагогические
условия адаптации и дезадаптации заключенных. 15 См.: Бабурин С.В., Чирков А.М. Психолого-педагогические основы пенитенциарной стрессологии. С. 502; Диденко А.В. Расстройства личности у осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы. С. 30–114; Пономарев С.Б. и др. Синдром тюремной социальной депривации
в молодом возрасте. С. 95–119. 16 См.: Бабурин С.В., Оботурова Н.С., Чирков А.М. Методологические подходы к проблеме стресса у сотрудников исправительных учреждений и осужденных. С. 103–112; Бабурин С.В., Чирков А.М. Психолого-педагогические основы пенитенциарной стрессологии. С. 63; Зинченко В.П. Сознание
и творческий акт. М., 2010. С. 155–181. 17 См.: Бабурин С.В., Чирков А.М. Психолого-педагогические основы пенитенциарной стрессологии. С. 346–357; Ухтомский А.А. Доминанта души: Из гуманистического наследия. Рыбинск, 2000. С. 113–190. 18 См.: Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. 19 См.: Данцев А.А. А.Ф. Лосев. М.; Ростов н/Д, 2005. С. 79.
20 Сержантов П.Б. Исихастская антропология о временном и вечном. М., 2010. С. 83. 21 См.: Уилбер К. Интегральная психология. Сознание,
Дух, Психология, Терапия. С. 52–53.
22 См. подр.: Бабурин С.В. Психолого-педагогические
условия адаптации и дезадаптации заключенных; Бабурин С.В., Оботурова Н.С., Чирков А.М. Методологические
подходы к проблеме стресса у сотрудников исправительных
учреждений и осужденных. С. 103–112; Бабурин С.В. Проблемы стресса и адаптации в пенитенциарной психологии.
С. 46–51; Бабурин С.В., Чирков А.М. Психолого-педагогические основы пенитенциарной стрессологии. 23 См.: Зинченко В.П. Сознание и творческий акт. С. 163–
180.24 См. об этом: Бабурин С.В., Чирков А.М. Психологопедагогические основы пенитенциарной стрессологии.
С. 526–527. 25 См.: Ананьев В.А. Психология здоровья. СПб., 2006.
С. 136–139. 26 См.: Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., 2004.
С. 398–431.
адаптации и дезадаптации заключенных: Дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1999; Бабурин С.В., Оботурова Н.С., Чирков А.М. Методологические подходы к проблеме стресса у
сотрудников исправительных учреждений и осужденных //
Прикладная юридическая психология. 2014. № 3. С. 103–
112; Бабурин С.В. Проблемы стресса и адаптации в пенитенциарной психологии // Вестник института: преступление,
наказание, исправление. 2014. № 1 (25). С. 46–51; Бабурин С.В., Чирков А.М. Психолого-педагогические основы
пенитенциарной стрессологии: Учеб. пособие. Вологда,
2014; Пономарев С.Б. и др. Синдром тюремной социальной
депривации в молодом возрасте. Екатеринбург, 2008; Сандомирский М.Е. Психическая адаптация в условиях пенитенциарного стресса и личностно-типологические особенности
осужденных. Уфа, 2001; Човдырова Г.С. Проблемы стресса,
психической дезадаптации и повышения стрессоустойчивости личности в условиях социальной изоляции [Электронный
ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/file/218606/ 2 См.: Бабурин С.В., Чирков А.М. Психолого-педагогические основы пенитенциарной стрессологии. С. 499–519;
Диденко А.В. Расстройства личности у осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы: Учеб. пособие /
Под общ. ред. В.Я. Семке. Томск, 2010. С. 30–114. 3 См. подр.: Бабурин С.В. Психолого-педагогические
условия адаптации и дезадаптации заключенных. Об этом
также: Пономарев С.Б. и др. Синдром тюремной социальной
депривации в молодом возрасте. С. 133; Трубецкой В.Ф.,
Трифонов О.И. Профилактика правонарушений и преступлений, совершаемых лицами, имеющих психические расстройства: Метод. рекомендации. М., 2006. С. 23. 4 См. подр.: Бабурин С.В., Чирков А.М. Психолого-педагогические основы пенитенциарной стрессологии. 5 См.: Пономарев С.Б. и др. Синдром тюремной социальной депривации в молодом возрасте. С. 31. 6 См.: Там же. С. 132–133.
7 См.: Там же. С. 137.
8 См. подр.: Бабурин С.В., Оботурова Н.С., Чирков А.М.
Методологические подходы к проблеме стресса у сотрудников исправительных учреждений и осужденных. С. 103–112;
Бабурин С.В., Чирков А.М. Психолого-педагогические основы пенитенциарной стрессологии. 9 См.: Бабурин С.В., Чирков А.М. Психолого-педагогические основы пенитенциарной стрессологии. С. 69–165. 10 См.: Бабурин С.В. Психолого-педагогические условия
адаптации и дезадаптации заключенных; Бабурин С.В., Чирков А.М. Психолого-педагогические основы пенитенциарной
стрессологии; Диденко А.В. Расстройства личности у осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы;
Панова О.Б. Педагогическое обеспечение правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. Ярославль,
2013; Слезин В.Б. и др. Изменение функционального состояния мозга при христианской молитве [Электронный ресурс].
URL:http://atheo-clab.ru/phisiologia/slesin.pdf; Уилбер К. Интегральная психология. Сознание, Дух, Психология, Терапия.
М., 2004; Ньюберг Э., Уолдман М.Р. Как Бог влияет на ваш
мозг. М., 2012. 11 См.: Бабурин С.В., Чирков А.М. Психолого-педагогические основы пенитенциарной стрессологии. С. 495–499; Панова О.Б. Педагогическое обеспечение правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных в воспитательной
колонии. С. 22–24. 12 См.: Бабурин С.В., Чирков А.М. Психолого-педагогические основы пенитенциарной стрессологии. С. 163; Братусь Б.С. Смысловая сфера личности. СПб., 2000; Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие
субъективной реальности в онтогенезе. М., 2000. 13 См.: Бабурин С.В., Чирков А.М. Психолого-педагогические основы пенитенциарной стрессологии; Братусь Б.С.
Смысловая сфера личности; Грофф С. Путешествие в поисках себя: Измерения сознания. Новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира. М., 2004; Ленгле А. Эмоции и экзистенция. Xарьков, 2011; Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 14 См. об этом: Бабурин С.В. Психолого-педагогические
условия адаптации и дезадаптации заключенных. 15 См.: Бабурин С.В., Чирков А.М. Психолого-педагогические основы пенитенциарной стрессологии. С. 502; Диденко А.В. Расстройства личности у осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы. С. 30–114; Пономарев С.Б. и др. Синдром тюремной социальной депривации
в молодом возрасте. С. 95–119. 16 См.: Бабурин С.В., Оботурова Н.С., Чирков А.М. Методологические подходы к проблеме стресса у сотрудников исправительных учреждений и осужденных. С. 103–112; Бабурин С.В., Чирков А.М. Психолого-педагогические основы пенитенциарной стрессологии. С. 63; Зинченко В.П. Сознание
и творческий акт. М., 2010. С. 155–181. 17 См.: Бабурин С.В., Чирков А.М. Психолого-педагогические основы пенитенциарной стрессологии. С. 346–357; Ухтомский А.А. Доминанта души: Из гуманистического наследия. Рыбинск, 2000. С. 113–190. 18 См.: Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. 19 См.: Данцев А.А. А.Ф. Лосев. М.; Ростов н/Д, 2005. С. 79.
20 Сержантов П.Б. Исихастская антропология о временном и вечном. М., 2010. С. 83. 21 См.: Уилбер К. Интегральная психология. Сознание,
Дух, Психология, Терапия. С. 52–53.
22 См. подр.: Бабурин С.В. Психолого-педагогические
условия адаптации и дезадаптации заключенных; Бабурин С.В., Оботурова Н.С., Чирков А.М. Методологические
подходы к проблеме стресса у сотрудников исправительных
учреждений и осужденных. С. 103–112; Бабурин С.В. Проблемы стресса и адаптации в пенитенциарной психологии.
С. 46–51; Бабурин С.В., Чирков А.М. Психолого-педагогические основы пенитенциарной стрессологии. 23 См.: Зинченко В.П. Сознание и творческий акт. С. 163–
180.24 См. об этом: Бабурин С.В., Чирков А.М. Психологопедагогические основы пенитенциарной стрессологии.
С. 526–527. 25 См.: Ананьев В.А. Психология здоровья. СПб., 2006.
С. 136–139. 26 См.: Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., 2004.
С. 398–431.