Методологические подходы к формированию эмоциональной культуры личности
В статье рассматривается эмоциональная культура личности как часть базо- вой культуры, основополагающее свойство личности, отражающее знания, умения и навыки понимания и выражения эмоций в быту, применительно к эстетическим явлениям и искусству, включающее рефлексию, умение оценивать человеком свои чувства, адекватные способы эмоционального реагирования. Анализируется про- цесс формирования эмоциональной культуры личности с позиций различных мето- дологических подходов.
Ключевые слова: культура; эмоциональная культура личности; методоло- гические подходы (гуманитарный, деятельностный, социологический, культуроло- гический, личностно ориентированный, аксиологический).
профессор кафедры юридической психологии и педагогики ВИПЭ ФСИН России, доктор педагогических наук, доцент
, e-mail elvira-song@mail.ru
-
аспирант кафедры психологии и педагогики Череповецкого
государственного университета
, e-mail rozovain@gmail.com
-
1 См.: Толковый словарь русского языка / Под ред.
Д.Н. Ушакова: В 2 т. М., 1935. Т. 1. С. 1197–1198.
2 См.: Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая
классика. М., 2000.
3 Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М.,
1976. С. 64.
4 Цит. по: Философия / Под ред. В.П. Кохановского. Ро-
стов н/Д, 1998. С. 348–350.
5 См.: Данилова М.М. Гуманитарный подход как принцип
построения процесса развития профессиональной культуры
будущих специалистов // Известия Российского государ-
ственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
2008. № 10 (57). С. 104–115.
6 Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Введение
в педагогику толерантности: Учеб. пособие для студентов
педвузов. Волгоград, 2006. С. 34.
7 См.: Философия / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной,
В.П. Филатова. М., 1997. С. 289.
8 См.: Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974.
9 Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов.
СПб., 2000. С. 63.
10 См.: Библер В.С. Культура. Диалог культур. Опыт
определения // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 38–44;
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб-
ник для студ. вузов и пед. колледжей. М., 2011; Шиянов Е.Н.
Развитие личности в обучении. М., 1999.
11 Александрова Е.К. Культурная среда гимназии // Новые
ценности образования: культурная и мультикультурная среда
школ. М., 1996. Вып. 4. С. 90–95.
12 См.: Сластенин В.А. Психология и педагогика. М., 2001.
13 См.: Гердер И.Н. Идеи к философии истории человече-
ства. М., 1997.
Д.Н. Ушакова: В 2 т. М., 1935. Т. 1. С. 1197–1198.
2 См.: Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая
классика. М., 2000.
3 Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М.,
1976. С. 64.
4 Цит. по: Философия / Под ред. В.П. Кохановского. Ро-
стов н/Д, 1998. С. 348–350.
5 См.: Данилова М.М. Гуманитарный подход как принцип
построения процесса развития профессиональной культуры
будущих специалистов // Известия Российского государ-
ственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
2008. № 10 (57). С. 104–115.
6 Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Введение
в педагогику толерантности: Учеб. пособие для студентов
педвузов. Волгоград, 2006. С. 34.
7 См.: Философия / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной,
В.П. Филатова. М., 1997. С. 289.
8 См.: Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974.
9 Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов.
СПб., 2000. С. 63.
10 См.: Библер В.С. Культура. Диалог культур. Опыт
определения // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 38–44;
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб-
ник для студ. вузов и пед. колледжей. М., 2011; Шиянов Е.Н.
Развитие личности в обучении. М., 1999.
11 Александрова Е.К. Культурная среда гимназии // Новые
ценности образования: культурная и мультикультурная среда
школ. М., 1996. Вып. 4. С. 90–95.
12 См.: Сластенин В.А. Психология и педагогика. М., 2001.
13 См.: Гердер И.Н. Идеи к философии истории человече-
ства. М., 1997.