рубрика ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Характеристика нравственно-эстетической воспитанности осужденных женщин
Изменение экономических и социально-политических отношений в российском
обществе обострило и без того сложную проблему нравственного воспитания лиц,
лишенных свободы. Пристального внимания в связи с этим заслуживает категория
осужденных женского пола с присущими ей психологическими особенностями.
Одним из важных источников развития в эмоциональном и эстетическом плане,
психолого-педагогической коррекции ценностных ориентаций личности является
нравственно-эстетическое воспитание. Его основной целью выступает формирование в каждом человеке потребности соответствовать общепринятым моральнонравственным нормам, способности видеть и самим создавать красоту в разнообразных жизненных явлениях и ситуациях.
Под нравственно-эстетическим воспитанием мы понимаем целенаправленный
процесс, который у осужденных женщин способствует развитию рефлексии, устойчивой потребности к самосознанию, предрасположенности к творческой деятельности в различных жизненных сферах и появлению стремления к законопослушному поведению.
Изучение уровня нравственно-эстетической воспитанности как интегративного
свойства личности осужденных позволило условно объединить женщин в следующие группы: 1) осужденные с низким уровнем нравственно-эстетической воспитанности, отличающиеся стойким негативным отношением к правилам жизни и нормам
общества, отклоняющимся поведением и наличием антисоциальных привычек, безынициативностью, направленностью на себя, отсутствием эстетической потребности и рефлексивных умений; 2) осужденные со средним уровнем нравственноэстетической воспитанности, представляющие собой лиц, у которых отсутствуют
определенные установки на законопослушное поведение, отмечаются слабая
психологическая готовность к воспитательному воздействию, редкие проявления
активности в исправительном учреждении, неустойчивая направленность волевых
умений и неразвитость рефлексии, эстетическая потребность слабо выражена;
3) осужденные с достаточным уровнем нравственно-эстетической воспитанности,
характеризующиеся наличием положительной установки, предрасположенностью к воспитательному воздействию, осознанностью выполнения педагогических требований, наличием знаний и представлений о нравственных ценностях, достаточно
активным участием в жизнедеятельности учреждения.
Повышение уровня нравственно-эстетической воспитанности осужденных возможно посредством использования различных индивидуальных и групповых воспитательных форм и методов, таких, например, как включение воспитуемых в разнообразные исправительно-корректирующие программы эстетического направления,
активизация работы священнослужителей по формированию ценностного мира
осужденных, вовлечение в художественное творчество, самодеятельность и т. д.
Ключевые слова: места лишения свободы; осужденные женского пола; нравственно-эстетическое воспитание; нравственно-эстетическая воспитанность; уровни нравственно-эстетической воспитанности; воспитательная работа
профессор кафедры юридической психологии и педагогики ВИПЭ ФСИН России, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования
, e-mail elvira-song@mail.ru
-
1. Антонян, Ю. М. Преступность среди женщин / Ю. М. Антонян. – Москва : Российское право, 1992. – 252 с. –
ISBN 5-7260-0376-4.
2. Ветрова, И. В. Женщины в местах лишения свободы (гендерно-правовое исследование) / И. В. Ветрова // Уголовно-исполнительное право. – 2014. – № 1 (17). – С. 9–15.
3. Вилкова, А. В. Гендерная концепция и методология формирования духовно-нравственных ценностей несовершеннолетних осужденных женского пола : диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических
наук / Вилкова Алевтина Владимировна. – Великий Новгород, 2016. – 427 с.
4. Зауторова, Э. В. Нравственно-эстетическое воспитание осужденных : диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Зауторова Эльвира Викторовна. – Москва, 2011. – 443 с.
5. Иванова, Н. А. Гуманизация исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных женщин
в современных условиях : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук /
Иванова Наталья Александровна. – Рязань, 2011. – 23 с.
6. Савардунова, В. Н. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных женского пола, отбывающих наказание в виде лишения свободы (организационный, правовой и психолого-педагогические аспекты) : монография /
В. Н. Савардунова. – Рязань: АПУ Минюста России, 2003. – 166 с. – ISBN 5-7743-0095-1.
7. Ушатиков, А. И. Основы пенитенциарной психологии : учебник / А. И. Ушатиков, Б. Б. Казак ; под редакцией профессора С. Н. Пономарева. – Рязань : АПУ Минюста России, 2001. – 536 с. – ISBN 5-7743-0059-5.
8. Филиппов, Н. Л. Организация свободного времени осужденных как фактор нравственной переориентации личности : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Филиппов Николай Леонидович. – Москва, 1998. – 280 с.
9. Шеслер, А. В. Устойчивые преступные группы несовершеннолетних: уголовно-правовые и криминальные вопросы : диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Шеслер Александр Викторович. – Томск, 1991. – 205 с.
ISBN 5-7260-0376-4.
2. Ветрова, И. В. Женщины в местах лишения свободы (гендерно-правовое исследование) / И. В. Ветрова // Уголовно-исполнительное право. – 2014. – № 1 (17). – С. 9–15.
3. Вилкова, А. В. Гендерная концепция и методология формирования духовно-нравственных ценностей несовершеннолетних осужденных женского пола : диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических
наук / Вилкова Алевтина Владимировна. – Великий Новгород, 2016. – 427 с.
4. Зауторова, Э. В. Нравственно-эстетическое воспитание осужденных : диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Зауторова Эльвира Викторовна. – Москва, 2011. – 443 с.
5. Иванова, Н. А. Гуманизация исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных женщин
в современных условиях : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук /
Иванова Наталья Александровна. – Рязань, 2011. – 23 с.
6. Савардунова, В. Н. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных женского пола, отбывающих наказание в виде лишения свободы (организационный, правовой и психолого-педагогические аспекты) : монография /
В. Н. Савардунова. – Рязань: АПУ Минюста России, 2003. – 166 с. – ISBN 5-7743-0095-1.
7. Ушатиков, А. И. Основы пенитенциарной психологии : учебник / А. И. Ушатиков, Б. Б. Казак ; под редакцией профессора С. Н. Пономарева. – Рязань : АПУ Минюста России, 2001. – 536 с. – ISBN 5-7743-0059-5.
8. Филиппов, Н. Л. Организация свободного времени осужденных как фактор нравственной переориентации личности : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Филиппов Николай Леонидович. – Москва, 1998. – 280 с.
9. Шеслер, А. В. Устойчивые преступные группы несовершеннолетних: уголовно-правовые и криминальные вопросы : диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Шеслер Александр Викторович. – Томск, 1991. – 205 с.