Траектории правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных: ценностно-смысловые ориентиры
Сущность правовой ресоциализации осужденных составляют коррекция противоправных представлений, оценок и поведенческих установок, сформированных в результате неадекватного восприятия человеком правовых отношений, и развитие у него способности к ориентации и самоопределению в правовом пространстве на основе принятия ценностей права. К системным ценностям права отнесены «легальность», «равенство», «достоинство». Обобщенным критерием результативности правовой ресоциализации выступает траектория правовой ресоциализации, под которой понимается динамика процесса ресоциализации с учетом уровня овладения социально-правовым опытом на отдельных этапах этого процесса. Траектория правовой ресоциализации предусматривает фиксацию последовательного перехода от одного этапа процесса правовой ресоциализации к другому, позволяет соотнести внешние и внутренние влияния на формирование у несовершеннолетнего осужденного правовой позиции определенного вида. Правовая позиция того или иного вида у воспитанника исправительного учреждения является относительно устойчивой характеристикой, поскольку перед несовершеннолетним открывается перспектива перейти на другой, более высокий ее уровень со свойственной стратегией правового поведения. С помощью критерия «траектория правовой ресоциализации» появляется возможность прогнозировать вектор дальнейшего развития правовой позиции воспитанника. Позитивная динамика последней во многом определяется содержанием педагогического сопровождения, что подтверждает проведенная опытно-экспериментальная работа по данной проблеме в ряде воспитательных колоний.
Ключевые слова: личность; правовая ресоциализация; смысловые ориентиры; ценности права; социлизационная траектория; правовое поведение; правовая позиция; педагогическое сопровождение.
2. Ковалева А. И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. 2003. № 1. С. 109–115.
3. Панова О. Б. Педагогическое обеспечение правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии : дис. … д-ра пед. наук. Ярославль, 2013. 487 с.
4. Рожков М. И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика. М., 2008. 262 с.
5. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 368 с.