Актуальные вопросы функционирования института наставничества в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы: взгляд сотрудников
Ефименко А. А., Писарев О. М. Актуальные вопросы функционирования института наставничества в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы: взгляд сотрудников // Пенитенциарная наука. 2025. Т. 19, № 2 (70). С. 200–208. doi 10.46741/2686-9764.2025.70.2.010.
В статье предпринята попытка актуализации ряда проблемных вопросов, связанных с функционированием института наставничества в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания. В контексте воспитательной работы c персоналом пенитенциарного ведомства определяются цели и задачи наставнической деятельности. Акцентируется внимание на нормативно-правовой и социальной составляющих процесса наставничества, многообразии реализуемых функций. Констатируется, что наставничество представляет собой важный и эффективный инструмент, способствующий оптимальной адаптации молодых специалистов к условиям современной пенитенциарной деятельности. Цель: определение проблемных областей деятельности института наставничества в уголовно-исполнительной системе на современном этапе путем комплексной оценки отношений наставника и подшефного. Методы: метод анализа литературных источников, психологический вербально-коммуникативный метод, анкетирование. В качестве респондентов выступили 542 сотрудника уголовно-исполнительной системы, представленные двумя фокус-группами. Результаты: при организации наставнической деятельности важно сочетание организационных, правовых, социальных, психолого-педагогических факторов, учет которых позволяет найти наиболее оптимальные формы работы наставника с подшефным. Установлено, что для наставника важны дисциплинированность, коммуникабельность, правовая грамотность, сформированная готовность обучать. Выявлено, что занятия с имитацией выполнения служебных задач, контроль за исполнением служебных поручений по направлению деятельности, регулярные информирование и индивидуальные беседы являются наиболее эффективными формами наставнической деятельности. Определено, что эффективность взаимоотношений наставника и подшефного заключается в создании рациональной модели служебного поведения, в основе которой лежит практико-ориентированный подход к молодому сотруднику. Даны предложения по повышению роли института наставничества в уголовно-исполнительной системе. Выводы: констатируется, что институт наставничества играет важную роль в служебной деятельности. Интеграция административных, социальных, психолого-педагогических и методических компонентов позволяет сформировать эффективную модель взаимодействия наставника и подшефного. Это позволит повысить потенциал проводимой воспитательной работы с персоналом, в основе которой лежат принципы профессиональной преемственности и укрепления служебных традиций.
Ключевые слова: сотрудник уголовно-исполнительной системы; воспитательная работа; институт наставничества; наставник; подшефный; служебная деятельность; профессиональное становление.
сб. материалов : в 3 т. Пермь, 5–7 октября 2021 г. / сост. А. И. Согрина. Пермь, 2021. Т. 3. С. 103–106.
2. Государственно-политическое, духовно-нравственное и патриотическое воспитание работников молодежного
возраста : метод. рекомендации / С. А. Фадеева и др. М., 2024. 45 с.
3. Организация наставнической деятельности в ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России : метод. рекомендации / сост. Н. Г. Шубникова, Н. М. Тагирова, Н. Н. Ивашко ; под общ. ред. А. Б. Туманова. Новокузнецк, 2017. 46 с.
4. Ерофеева М. А., Лебедев М. В. Формирование коммуникативно-педагогической компетентности у сотрудников
уголовно-исполнительной системы средствами профессионального наставничества : моногр. М., 2024. 160 с
5. Апахова В. М., Ваторопин А. С. Функции и особенности наставничества при первичной трудовой адаптации персонала уголовно-исполнительной системы // Siberian Socium. 2021. Т. 5, № 4 (18). С. 63–74.
6. Филиппова Т. В. Факторы, влияющие на развитие педагогического обеспечения наставничества в УИС // Осознание культуры – залог обновления общества. Перспективы развития современного общества : материалы XXII
Всерос. науч.-практ. конф., Севастополь, 16–17 апреля 2021 г. Севастополь, 2021. С. 117–119.
7. Чугунова Ю. С., Матвеенко В. Е. Профессиональное становление сотрудников УИС: духовно-нравственый
аспект : моногр. Рязань, 2013. 173 c.
8. Скляренко И. С., Благовещенская М. А. Методические основания развития института наставничества в правоохранительных органах // Пенитенциарная наука. 2024. Т. 18, № 4 (68). С. 449–458.
9. Ерофеева М. А., Лебедев М. В. Формирование коммуникативно-педагогической компетентности у сотрудников
уголовно-исполнительной системы средствами профессионального наставничества : моногр. М., 2024. 160 с.
10. Дроздова Е. А., Аксенова А. В. Институт наставничества в уголовно-исполнительной системе: социально-правовой аспект // Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 4. С. 253–255.
11. Мельникова М. В. Проблемные вопросы организации наставничества в уголовно-исполнительной системе // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. 2019. № 4 (8).
С. 58–67.
12. Анфиногенов В. А. Отдельные аспекты социальной адаптации молодых сотрудников на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы // Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 4.
С. 306–308.
13. Нурбаев М. С., Мишустин С. П. Организационно-правовое обеспечение наставничества в работе с кадрами
уголовно-исполнительной системы : учеб.-метод. пособие. Самара, 2015. 58 с.