Специфика подготовки женского персонала тюремных учреждений Российской империи (историко-правовой аспект)
Ельчанинова О. Ю. Специфика подготовки женского персонала тюремных учреждений Российской империи (историко-правовой аспект) // Пенитенциарная наука. 2025. Т. 19, № 1 (69). С. 13–20. doi 10.46741/2686-9764.2025.69.1.002
Ретроспективный анализ процессов, связанных с изменениями, происходившими в тюремном управлении в дореволюционный период, сегодня имеет важное теоретическое и практическое значение, позволяя экстраполировать исторический опыт в деятельность современного пенитенциарного ведомства. Изучение заявленной тематики определяется необходимостью восстановления исторически объективной картины деятельности уголовно-исполнительной системы в XIX – начале XX в. Представленная статья дополняет уже имеющийся опыт научного анализа и обобщения деятельности Российского государства по организации кадрового обеспечения тюремного ведомства в исследуемый исторический период. Выбор темы также связан с юбилейной датой – 110-й годовщиной первого выпуска Московской школы для подготовки кандидаток на должности тюремных надзирательниц, которую по праву можно считать первым официальным образовательным учреждением по подготовке женского персонала для российских тюрем. Целью исследования является изучение исторического опыта подготовки тюремных служащих женского пола на примере деятельности Московской школы тюремных надзирательниц. Задачи исследования: систематизировать эмпирические данные о работе Московской школы тюремных надзирательниц; определить цель ее открытия, источники финансирования; охарактеризовать подходы к отбору кандидатов на обучение; проанализировать содержание образовательных программ и методики обучения. Методы: диалектический метод позволил проследить динамику изменений деятельности Российского государства по организации кадрового обеспечения тюремного ведомства в исследуемый исторический период. Логический метод применялся при анализе требований к профессиональной компетентности тюремного персонала, выявлении критериев отбора кандидаток для зачисления в школы надзирательниц, оценке образовательных программ подготовки тюремных служащих женского пола и т. д. Формально-юридический метод позволил провести анализ законодательных и иных нормативных правовых документов по теме; логико-семантический метод был использован для определения сущности и значимости форм и методов обучения слушательниц; структурный метод применялся в выявлении особенностей обучения тюремных служащих женского пола. Результаты: материалы научной статьи, посвященные описанию образовательных традиций конца XIX – начала XX в., могут быть использованы в качестве содержательной основы курсов теории и истории подготовки кадров для уголовно-исполнительной системы с учетом генезиса пенитенциарного образования. Выводы: именно в рассматриваемый период были заложены основы подготовки персонала для пенитенциарных учреждений. Показано, что основное внимание уделялось формированию профессиональной компетентности тюремных служащих женского пола через сочетание теоретической и практической подготовки. Расчет был сделан на оптимизацию формы и содержания образовательного процесса служащих тюремного ведомства, на практико-ориентированность учебных курсов. Несмотря на то что описанные в статье попытки создать эффективную систему подготовки персонала не смогли полностью обеспечить решение кадрового вопроса в пенитенциарной сфере, их по праву можно признать положительным опытом.
Ключевые слова: Главное тюремное управление; Московская школа тюремных надзирательниц; тюремный персонал; уголовно-исполнительная система; тюрьмоведение; законоведение; Московский дамский благотворительно-тюремный комитет; профессиональная компетентность
2. Волошин Д. В. Персоналии преподавателей школ и курсов профессиональной подготовки отечественного пенитенциарного персонала в 1899–1916 гг. // Полицейская деятельность. 2020. № 6. С. 14–23.
3. Волошин Д. В. Подготовка пенитенциарного персонала в дореволюционной России (1879–1917 годы) // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2018. № 2. С. 8–14.
4. Вольский М. В. Кадровая политика российского тюремного ведомства в конце XIX – начале XX вв. // Защита прав человека как цель и содержание правоприменительной деятельности. К 70-летию принятия Всеобщей декларации прав человека : сборник трудов международной научной конференции в формате круглого стола (Воронеж, 1–2 февраля 2018 г.) / редкол.: В. В. Денисенко (отв. ред.), М. А. Беляев. М., 2018. С. 137–142.
5. Забровская Л. Ю. Организационно-управленческие особенности формирования тюремной системы Российской империи в XIX веке. Тамбов, 2006. 16 c.
6. Степанова Д. Ю. Организационно-педагогические вопросы деятельности первых государственных школ по подготовке пенитенциарного персонала в России // Проблемы современного образования. 2022. № 4. С. 109–117.
7. Пирогов П. П. Пенитенциарная политика Российской империи XIX – начала XX века и ее влияние на принципы комплектования, штатной расстановки и прохождения службы в тюремном ведомстве // История государства и права. 2003. № 4. С. 57–61.
8. Устав Школы тюремных надзирательниц при Московском дамском благотворительно-тюремном комитете // Тюремный вестник. 1898. № 6. С. 259–263.
9. Московская школа тюремных надзирательниц (по Отчету Московского дамского благотворительно-тюремного комитета) // Тюремный вестник. 1902. № 2. С. 88–95.
10. О назначении Московскому дамскому благотворительно-тюремному комитету пособия на содержание школы тюремных надзирательниц // Тюремный вестник. 1904. № 1. С. 4–12.
11. Новая Царскосельская тюрьма // Тюремный вестник. 1904. № 3. С. 213.
12. Выпуск из Московской школы тюремных надзирательниц // Тюремный вестник. 1905. № 3. С. 182.
13. Московская школа тюремных надзирательниц // Тюремный вестник. 1906. № 4. С. 252–253.
14. Школа тюремных надзирательниц в Москве // Тюремный вестник. 1908. № 1. С. 96–97.
15. О продлении отпуска пособия Московскому дамскому благотворительно-тюремному комитету на содержание школы тюремных надзирательниц // Тюремный вестник. 1909. № 3. С. 294–295.
16. Школа тюремных надзирательниц в Москве (1899–1910) // Тюремный вестник. 1911. № 8–9. С. 947–957.
17. Закон «Об устройстве управлений отдельными местами заключения гражданского ведомства и тюремной стражи» 15 июня 1887 г. // Полное собрание законов Российской Империи. Собр. 3-е. Т. 7. № 4593. СПб., 1887. С. 333–336.
18. Полное собрание законов Российской Империи. Собр. 3-е. Т. XXXIII. Отд. 2. 1908 г. СПб., 1911. 998 с.
19. Полное собрание законов Российской Империи. Собр. 3-е. Т.XII. № 9206. СПб., 1885–1916. 1571 с.
20. Правила службы тюремных надзирателей и надзирательниц: сост. по офиц. источникам сарат. губ. тюрем. инспектор С. Р. Власенко. Саратов, 1896. 69 с.
21. Доклад по законопроекту об учреждении при Главном тюремном управлении тюремных курсов // Приложения к стенографическим отчетам Гос. Думы. 4-й созыв. Сессия 1-я. 1912–1913 гг. Выпуск V. (№ 436–525). СПб., 1913. 913 c.
22. Опыт систематических чтений по тюрьмоведению при Главном тюремном управлении // Тюремный вестник. № 6–7 (июнь–июль 1912 г.). СПб., 1912. С. 1203–1207.
23. Общая тюремная инструкция: Утв. г. Министром юстиции 28 дек. 1915. Петроград, 1916. 110 с.
24. Познышев С. В. Основы пенитенциарной науки. М., 1923. 342 с.
25. Познышев С. В. Очерки тюрьмоведения. М., 1913. 264 с.