Методические основания развития института наставничества в правоохранительных органах
Скляренко И. С., Благовещенская М. А. Методические основания развития института наставничества в правоохранительных органах // Пенитенциарная наука. 2024. Т. 18, № 4 (68). С. 449–458. doi 10.46741/2686-9764.2024.68.4.012.
Введение: в статье рассматриваются методические основания развития института наставничества в правоохранительных органах с акцентом на системе МВД России. Заявленная проблема актуализируется путем приведения современной статистики увольнения из органов внутренних дел Российской Федерации. Соответственно, институт наставничества в правоохранительных органах рассматривается как форма педагогического сопровождения профессиональной деятельности молодых сотрудников. Раскрывается функционал института наставничества, делается упор на взаимодействии с молодыми сотрудниками и оказании им помощи в рамках педагогического сопровождения. Цель: предпринимается попытка теоретического осмысления понятия наставничества в правоохранительной системе, включая МВД России, ФСИН России, как формы педагогического сопровождения молодых сотрудников. Методы исследования: диалектический подход к рассматриваемой проблематике с использованием общих и частных методов научного познания, таких как системно-структурный, догматический, логический и др. Результат: авторская позиция выражается в необходимости определения методических оснований института наставничества в правоохранительных органах, включающих принципы, содержание, инструментарий педагогического сопровождения молодых сотрудников и в целом процесс подготовки наставников. Выводы: делается вывод о значении и необходимости методических оснований института наставничества в правоохранительных органах. Методические основания развития института наставничества в правоохранительных органах, в том числе МВД России и ФСИН России, с большой долей вероятности влияют на эффективность работы молодых сотрудников за счет педагогического сопровождения их деятельности.
Ключевые слова: Методические основания; институт наставничества; наставник; молодой сотрудник; правоохранительные органы; педагогическое сопровождение; профессиональное становление.
2. Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2021 год : сб. аналит. и информ. материалов. М., 2022. 70 с.
3. Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации в 2022 году : сб. аналит. и информ. материалов. М., 2023. 78 с.
4. Василенко Г. Н., Денисенко Е. С. Индивидуальное обучение и перспективы развития института наставничества в органах внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 2. С. 139–144.
5. Кеменев Д. А. Концептуальная модель института наставничества на государственной службе // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2019. № 5. Т. 8. С. 41–46.
6. Никитин А. А. Институт наставничества в прокуратуре и иных государственных органах России // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2023. № 2 (151). С. 196–203.
7. Пряхина М. В., Душкин А. С., Мартиросова Н. В. Профессиографическое описание основных видов деятельности в системе МВД России на основе компетентностного подхода : моногр. СПб., 2012. 136 с.
8. Атаманчук Г. В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика : моногр. М., 2008. 312 с.
9. Марченко И. П. Особенности процесса трансформации кадрового потенциала государственной (муниципальной) службы в России рубежа XX–XXI веков : дис. ... д-ра социол. наук. Барнаул, 2005. 376 c.
10. Уманский А. Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства : моногр. Кострома, 2004. 117 с.
11. Лазарев В. А. Педагогическое сопровождение одаренных старшеклассников : дис. ... д-ра пед. наук. Ярославль, 2005. 329 с.
12. Шишкина В. А. Педагогическое сопровождение личностно-профессионального становления будущих учителей изобразительного искусства : дис. … д-ра пед. наук. М., 2006. 386 с.
13. Эльканова П. А. Педагогическое сопровождение социализации подростка: на примере Заполярья : дис. … канд. пед. наук. М., 2000. 184 с.
14. Куликовская И. Э., Титова А. И. Педагогическое сопровождение развития творчества детей в образовательном пространстве дошкольной организации // Воспитание и обучение детей младшего возраста : сб. материалов ежегод. междунар. науч.-практ. конф. Ростов н/Д., 2016. № 5. С. 167–169.
15. Шакурова М. В. Педагогическое сопровождение становления и развития социокультурной идентичности школьников : дис. … д-ра пед. наук. М., 2007. 361 с.
16. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Сопровождение как педагогический феномен // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2010. № 4. С. 74–83.
17. Скляренко И. С., Черепанов Э. Л. Принципы педагогического сопровождения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в период подготовки к действиям в условиях СВО // История и перспективы исследований проблем работы с личным составом (к 50-летию кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России). М., 2023. С. 206–220.
18. Зорина И. А. Наставничество как социальный институт и его виды в современных реалиях // Управленческое консультирование. 2023. № 10 (178). С. 179–187.
19. Копейкин А. Н. Педагогическое сопровождение боевой подготовки будущих милиционеров : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2007. 20 с.
20. Пояркова Н. В. Педагогическое сопровождение профессионально-нравственного становления будущего учителя в педагогическом колледже : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2009. 24 с.
21. Ткаченко А. М. Педагогическое сопровождение социально-профессиональной самоактуализации курсантов образовательных учреждений ФСБ России : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2008. 24 с.
22. Калиниченко И. А., Зиборов О. В., Клименко А. И. Формирование Ценностных оснований профессионального правосознания сотрудника полиции в процессе образовательной деятельности высших учебных заведений МВД России // История государства и права. 2020. № 10. С. 3–10.
23. Сердюк Н. В., Ходякова Н. В., Скляренко И. С. Общая педагогика : учеб. М., 2023. 188 с.
24. Скляренко И. С., Благовещенская М. А. Развитие профессиональных и управленческих компетенций сотрудников органов внутренних дел, включенных в кадровый резерв, средствами образования // Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики : материалы международ. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 28 октября 2022 года). СПб., 2022. С. 263–268.