Представления сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации о модели служебного поведения, формирующей гуманное отношение к осужденным
Писарев О. М. Представления сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации о модели служебного поведения, формирующей гуманное отношение к осужденным // Пенитенциарная наука. 2024. Т. 18, № 2 (66). С. 210–218. doi 10.46741/2686-9764.2024.66.2.012.
в контексте поступательного процесса гуманизации отечественной пенитенциарной системы представляют актуальность вопросы, связанные с отдельными сторонами
профессиональной деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные
наказания. Проанализированы с психологической точки зрения особенности служебной деятельности сотрудников при организации исправительного процесса в местах лишения свободы. Цель: выявление субъективной составляющей профессиональной деятельности через
конкретизацию представлений и взглядов сотрудников уголовно-исполнительной системы в
сфере гуманного отношения к осужденным с последующим выбором социально одобряемой
модели служебного поведения. Методы: применен психологический вербально-коммуникативный метод с использованием специально разработанной под цель исследования авторской анкеты. В качестве респондентов выступили действующие сотрудники, а также члены
общественных наблюдательных комиссий (n=150, всего 3 фокус-группы). Результаты: акцентировано внимание на субъективной стороне выполнения сотрудниками служебных задач на
функциональных моделях поведения, особенностях восприятия ситуаций в процессе оказания пенитенциарного воздействия на осужденных, готовности демонстрировать гуманное отношение к лицам, отбывающим уголовные наказания. Выявлены представления респондентов о значимых и незначимых личностных качествах, способствующих либо препятствующих
процессу гуманизации в местах лишения свободы, о модели служебного поведения, позволяющей эффективно осуществлять исправительный процесс с использованием гуманных методов воздействия. Выводы: выбор сотрудниками модели служебного поведения, в основе
которой лежит гуманное отношение к личности осужденного, является действенным инструментом профессиональной деятельности в рамках общей гуманизации социальной сферы.
Это позволяет расширить возможности пенитенциарного процесса, ядро которого составляют основополагающие принципы построения и реализации социально одобряемой практики
исполнения уголовных наказаний.
Ключевые слова: пенитенциарная система; сотрудник уголовно-исполнительной системы; осужденные; служебная деятельность; модель поведения; представления; гуманное отношение.
(приуроченный к 30-летию со дня принятия Конституции Российской Федерации и Закона Российской Федерации
от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации») (Рязань, 15–17 ноября 2023 г.). Рязань, 2023. С. 272–277.
2. Формирование у обучающихся профессиональных компетенций, направленных на недопущение применения
сотрудниками УИС недозволенных методов воздействия, бесчеловечного жестокого, унижающего человеческое
достоинство обращения, неправомерного применения физической силы и специальных средств : метод. рекомендации / Т. Н. Коголь и др. Томск, 2022. 63 с.
3. Юнусов А. А., Юнусов С. А. Принцип справедливости в уголовно-исполнительном праве России как основной
фактор обеспечения прав человека в процессе исполнения уголовных наказаний // Уголовно-исполнительное право. 2015. № 3 (21). С. 45–49.
4. Гришко А. Я. Принципы гуманизма и демократизма в уголовно-исполнительном праве // Уголовно-исполнительное право. 2014. № 2 (18). С. 23–27.
5. Пискунов А. И. Проблема гуманизации подготовки сотрудника уголовно-исполнительной системы // Неделя науки, посвященная 220-летию со дня образования Министерства юстиции Российской Федерации : сб. материалов / сост. А. И. Согрина. Пермь, 2022. С. 21–25.
6. Кундозерова Л. И., Чириков А. Г. Гуманизация процесса воспитания и исправления осужденных: история и современность // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. 2018.
№ 1 (1). С. 34–44.
7. Кузнецова Л. Э., Бочарова К. А. Особенности профессионального развития личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения // Исследования молодых ученых : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь
2019 г.). Казань, 2019. С. 50–51.
8. Щербаков А. В., Ковалев О. Г. Психолого-педагогические и организационно-правовые аспекты речевой агрессии
как фактора, дезорганизующего деятельность исправительных учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2023. № 1. С. 47–54.