Реформа государственной регламентации образовательной деятельности и ее влияние на систему высшего образования ФСИН России
Моторова Н. В. Реформа государственной регламентации образовательной деятельности и ее влияние на систему высшего образования ФСИН России // Пенитенциарная наука. 2023. Т. 17, № 4 (64). С. 409–418. doi 10.46741/2686-9764. 2023.64.4.008.
в последние годы происходят серьезные изменения в системе государственной регламентации образовательной деятельности. Меняется модель контрольно-надзорных мероприятий за счет введения риско-ориентированного подхода, организации постоянного мониторинга системы образования, осуществления профилактических мероприятий в отношении деятельности образовательных организаций. Реорганизации подверглась и процедура государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых с целью подготовки специалистов с высшим образованием: разработаны новые аккредитационные показатели, вводится аккредитационный мониторинг системы высшего образования. Указанные изменения нацелены на уменьшение административного воздействия на сферу высшего образования за счет снижения числа проверочных мероприятий с соответствующими процедурными правилами и документационным обеспечением. Контрольные мероприятия замещаются постоянным наблюдением за осуществлением образовательной деятельности вузами, ее соответствием установленным требованиям, оказанием консультативной помощи и корректировкой возможных отклонений. В данных условиях возрастает роль самоконтроля образовательных организаций за процессами реализации образовательных программ и саморегуляции в данной области. Система высшего образования ФСИН России функционирует в рамках системы образования Российской Федерации и подвержена влиянию любых изменений. Государственные органы (Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Рособрнадзор), новые стандарты образовательной деятельности, контрольные мероприятия, мониторинг и др. выступают значимыми факторами внешней среды. Изменения в системе государственной регламентации образовательной деятельности оказывают существенное воздействие на функционирование системы ведомственного образования и требуют детального изучения с целью определения направлений совершенствования. Целью данного исследования являются анализ современных механизмов государственной регламентации образовательной деятельности и формулирование предложений по совершенствованию отдельных аспектов функционирования системы высшего образования ФСИН России. Методы: общенаучные (индукции и дедукции, системного анализа, синтеза и обобщения, сравнения) и специальные (сравнительно-правовой, формально-юридический) методы познания позволили обеспечить комплексный подход к настоящему исследованию. Результаты: на основе анализа трансформации государственной регламентации образовательной деятельности в Российской Федерации и ее влияния на систему высшего образования ФСИН России сформированы предложения по совершенствованию практической деятельности образовательных организаций. Обосновывается необходимость разработки приказа ФСИН России, утверждающего порядок аккредитационного мониторинга системы высшего образования ФСИН России с определением соответствующих критериев, переработки нормативных основ организации и проведения инспектирования образовательных организаций. Выводы: реформирование государственной регламентации образовательной деятельности определяет приоритетные направления развития системы высшего образования ФСИН России, побуждая к выстраиванию новых интеграционных связей между ее элементами – образовательными организациями и ФСИН России.
Ключевые слова: аккредитация; аккредитационный мониторинг; государственная регламентация; качество образования; образовательная деятельность; образовательные организации.
2. Селезнева Н. А. Качество образования как объект системного исследования. М., 2002. 95 с.
3. Субетто А. И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы и перспективы (опыт мониторинга). Изд. 2-е, испр. СПб., 2016. 498 с.
4. Статуева А. А., Полякова Т. А. Аспекты понятий «качество образования» и «гарантии качества образования» // Педагогические чтения в ННГУ : сб. науч. ст. всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. И. В. Фролов. Н. Новгород, 2015. С. 150–153.
5. Корнеева Н. Ю., Брановец Н. Е. Содержание понятий «качество образования», «управление качеством образования» на современном этапе развития образования // Инновационные тенденции модернизации педагогического образования в условиях глобализации : сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. Челябинск, 2021. С. 202–204.
6. Поташник М. М. Качество образования: проблемы и технологии управления. М., 2002. 350 с.
7. Чупрова Л. В. Основные подходы к определению понятия «качество образования» в проблемном поле педагогики // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 3. С. 336–339.
8. Тамбовцев В. Л., Рождественская И. А. Менеджмент качества высшего образования: что означает «качество» и что означает «высшее образование»? // Управленец. 2020. Т. 11, № 1. С. 2–14.
9. Авдашкин А. А., Пасс А. А. Подходы к определению понятия «качество образования» // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2018. № 2 (5). С. 21–26.
10. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный; издание второе, перераб. и доп.) / Барабанова С. В., Пешкова (Белогорцева) Х. В., Баранов И. В. и др. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
11. Васильева М. Е. Проблемные вопросы лицензирования образовательной деятельности в Российской Федерации // Юридические науки, правовое государство и современное законодательство : сб. ст. VI Междунар. науч.- практ. конф. Пенза, 2019. Ч. 2. С. 148–151.
12. Гречкина О. В., Рубанова Н. А. Лицензирование образовательной деятельности в сфере высшего образования: теоретико-правовое исследование. М., 2014. 176 с.
13. Кирилловых А. А. Понятие лицензионного контроля образовательной деятельности // Право и образование. 2021. № 1. С. 16–21.
14. Лавров А. С. Лицензирование образовательной деятельности // Управление образовательной организацией. 2019. № 3. С. 13–17.
15. Баринова Е. Б. Подготовка научной организации к аккредитации программ обучения научно-педагогических кадров // Современное образование. 2020. № 1. С. 22–32.
16. Гольтяпина И. Ю. Правовое регулирование государственной аккредитации образовательной деятельности // Право и государство: теория и практика. 2022. № 2 (206). С. 179–182.
17. Свечникова В. В. Эволюция правового регулирования государственной аккредитации образовательной деятельности в России // Административное и муниципальное право. 2022. № 4. С. 34–50.
18. Воронов А. М., Кобзарь-Фролова М. Н. О модернизации сущности и целевого предназначения контрольно-надзорной деятельности // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право.
2019. № 8. С. 99–105.
19. Масленникова Е. В., Добролюбова Е. И., Южаков В. Н. Статистика и социология результатов контрольно-надзорной деятельности // Экономическая политика. 2020. Т. 15, № 1. С. 90–107.
20. Савина А. Д., Пономарева Е. А. Оценка влияния перехода к риск-ориентированному регулированию учреждений высшего бразования // Science for education today. 2021. Т. 11, № 2. С. 123–153.
21. Отчет о самообследовании федерального казенного образовательного учреждения высшего образования «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» // Вологодский институт права и экономики ФСИН России : офиц. сайт. URL: https://vipe.fsin.gov.ru/sveden/document/docs/otchety-orezultatakh-samoobsledovaniya.php (дата обращения: 21.10.2023).
22. Отчет о результатах самообследования деятельности федерального казенного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский университет Федеральной службы исполнения наказаний» за 2022 год // Университет ФСИН России : офиц. сайт. URL: https://spbu.fsin.gov.ru/svedeniy/doc/otchet-osamoobsledovanii/otchet-o-samoobsledovanii-obrazovatelnoy-organizatsii.php (дата обращения: 23.10.2023)
23. Алтыникова Н. В. Аккредитационный мониторинг в системе высшего образования // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки : офиц. сайт. URL: https://obrnadzor.gov.ru/ (дата обращения: 23.10.2023).
24. О направлении методических рекомендаций : письмо Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 28.02.2022 № МН-5/339 // Национальное аккредитационное агентство в сфере образования : офиц. сайт. URL: https://nica.ru/ru/docs/4 (дата обращения: 23.09.2023).
25. Об утверждении докладов о результатах обобщения правоприменительной практики Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки при осуществлении видов федерального государственного контроля (надзора) : приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.03.2023 № 385 (документ опубликован не был).