Journal section ISSUES TO DISCUSS
Концепция предмета советского административного права и необходимость ее коррекции
Keywords: None
заведующий кафедрой административного и финансового права
МГИМО(У) МИД РФ, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ
-
1 Иван Иванович Веремеенко — заведующий кафедрой адми-
нистративного и финансового права международно-правового фа-
культета Московского государственного института международных
отношений (МГИМО — Университета) МИД России, доктор юри-
дических наук, профессор; автор более 60 крупных работ по про-
блемам административного и финансового права общим объемом
свыше 200 п.л.; член Диссертационных Советов МГИМО (У) и МГУ
им. М. В. Ломоносова; заслуженный юрист РФ.
Представленная статья является первой в серии публикаций,
посвященных освещению проблем формирования и развития до-
ктринальных положений современного административного права.
Автором представлен подробный анализ концепции административ-
ного права советского периода, ее влияния на основные направления
трансформации административно-правовых отношений в постсо-
ветских государствах, определения моделей административно-пра-
вовых отношений в условиях формирования рыночной экономики и
демократических государств на постсоветском пространстве.
2 Тихомиров Ю. А. Курс административного права и процесса.
М., 1998. С. 25–26.
3 См. подр.: Государственное управление и административное
право. М., 1978; Управление в области административно-полити-
ческой деятельности. М., 1979; Управление социально-культурным строительством. М., 1981; Управление отраслями народного хо-
зяйства. М., 1982.
4 См.: Тихомиров Ю. А. Управление делами общества. М., 1984.
5 См.: Пискотин М. И. Социализм и государственное управле-
ние. М., 1984.
6 Интересно отметить, что в то время, как известно, различа-
лись два метода регулирования: метод равноправия сторон и метод
односторонних властных предписаний.
7 См.: Власов В. А., Студеникин С. С. Советское администра-
тивное право. М., 1959. С. 7; Советское административное право.
Учеб. пособие для студентов ВЮЗИ. М., 1960. С. 29.
8 Это были наиболее радикальные взгляды на администра-
тивное право, вся суть и подобных исследований и их результатов
заключалась в беспрерывном подчеркивании и аргументации важ-
ности выстраивания логичной и эффективно действующей системы
органов государственного управления в СССР, что было понятно и
объяснимо для советской модели управления экономическими и
политическими процессами жизни общества. В этой связи нельзя не
отметить совсем уже необъяснимый и абсурдный характер преобра-
зований системы и структуры федеральных органов исполнительной
власти в постсоветский период, особенно в России во времена пре-
зидентства Б. Н. Ельцина. За десять лет правления он осуществил
12 коренных реформирований федеральных органов исполнитель-
ной власти, тем самым практически парализовав их работу.
9 См.: Лаптев В. В. О советском хозяйственном праве // Совет-
ское государство и право. 1959. № 4.
10 См.: Шаргородский М. Д., Иоффе О. С. О системе советского
права // Там же. 1957. № 6.
11 См.: Козлов Ю.М. Предмет советского административного
права. М., 1967.
12 См.: Брэбан. Французское административное право. М., 1988.
С. 24–26.
13 См.: Административное право зарубежных стран / Под ред.
А. Н. Козырина. М., 2003. С. 31.
14 См.: Mayer O. Allgemeines Verwaltungrecht. 1896.
15 См.: Административное право зарубежных стран. М., 1996.
С. 128.
16 См.: Уэйд, Филипс. Конституционное право. М., 1950. С. 333.
17 См.: Дейвие К. Dictionary of Public Administration. N.V., 1985. P. 10.
18 О возможных версиях уточнения этих терминов речь пойдет
ниже.
19 Ключевский В. О. Курс российской истории. М., 1987. С. 62.
20 См.: Козлов Ю. М. Предмет административного права. С. 8.
21 См., напр.: Он же. Органы советского государственного уп-
равления. М., 1960.
22 См.: Лазарев Б. М. Компетенция органов государственного
управления. М., 1970.
23 Там же. С. 10.
24 См., напр.: Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Ад-
министративное право Российской Федерации. М., 1997. С. 27.
25 См.: Козлов Ю. М. Органы советского государственного уп-
равления. С. 104.
26 См.: Там же. С. 28.
27 Там же. С. 29.
28 См.: Власов В. А., Студеникин С. С. Советское администра-
тивное право. С. 7.
29 См.: Козлов Ю. М. Органы советского государственного уп-
равления. С. 28.
30 См.: Петров Г. И. Сущность советского административного
права. Л., 1959. С. 81.
31 См.: Козлов Ю. М. Органы советского государственного уп-
равления. С. 105.
32 См.: Он же. Административно-правовые отношения. М., 1971.
33 См., напр.: Веремеенко И. И. Механизм административно-
правового регулирования в сфере охраны общественного порядка.
Ч. 2. М., 1982.
34 См., напр.: Козлов Ю. М. Предмет административного права.
С. 112.
35 Здесь не затрагивается вопрос о круге этих отношений и их
субъектах, связанных с новой организацией государственной влас-
ти в РФ по принципу ее разделения на три ветви.
36 См., напр.: Стайнов П., Ангелов А. Административное право
Республики Болгарии. М., 1960.
37 См.: Козлов Ю. М. Предмет административного права. С. 113.
38 См., напр.: Петров Г. И. Советские административно-право-
вые отношения. Л., 1972. С. 66.
39 См.: Козлов Ю. М. Предмет административного права. С. 118.
40 См., напр.: Александров Н. Г. Законность и правоотношения в
советском обществе. М., 1955. С. 132.
41 Цитируемые авторские слова об управлении во многом опре-
деляли и характер возникающих административно-правовых отно-
шений.
42 См.: Козлов Ю. М. Предмет административного права. С. 120.
43 См., напр.: Петров Г. И. Советские административные отно-
шения. Л., 1960. С. 64–67.
44 См., напр.: Александров Н. Г. Законность и правоотношения в
советском обществе. М., 1949.
45 См.: Иоффе О. С. Правоотношения по советскому гражданс-
кому праву. Л., 1949.
46 См.: Алексеев С. С. Об объекте права и правоотношения. Воп-
росы общей теории советского права. М., 1960.
47 См.: Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении. М., 1974.
48 См.: Манохин В. М. Советское административное право: Курс
лекций. Саратов, 1968.
49 См.: Петров Г. И. Сущность советского административного
права.
50 См.: Козлов Ю. М. Предмет советского административного
права.
51 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. М., 1955.
Т. 2. Несмотря на то, что ссылаться на К. Маркса сейчас не принято,
очевидна бесспорность указанного положения.
52 См., напр.: Веремеенко И. И. Механизм административно-
правового регулирования в сфере охраны общественного порядка.
53 См., напр.: Петров Г. И. Советские административно-право-
вые отношения.
54 См.: Там же.
нистративного и финансового права международно-правового фа-
культета Московского государственного института международных
отношений (МГИМО — Университета) МИД России, доктор юри-
дических наук, профессор; автор более 60 крупных работ по про-
блемам административного и финансового права общим объемом
свыше 200 п.л.; член Диссертационных Советов МГИМО (У) и МГУ
им. М. В. Ломоносова; заслуженный юрист РФ.
Представленная статья является первой в серии публикаций,
посвященных освещению проблем формирования и развития до-
ктринальных положений современного административного права.
Автором представлен подробный анализ концепции административ-
ного права советского периода, ее влияния на основные направления
трансформации административно-правовых отношений в постсо-
ветских государствах, определения моделей административно-пра-
вовых отношений в условиях формирования рыночной экономики и
демократических государств на постсоветском пространстве.
2 Тихомиров Ю. А. Курс административного права и процесса.
М., 1998. С. 25–26.
3 См. подр.: Государственное управление и административное
право. М., 1978; Управление в области административно-полити-
ческой деятельности. М., 1979; Управление социально-культурным строительством. М., 1981; Управление отраслями народного хо-
зяйства. М., 1982.
4 См.: Тихомиров Ю. А. Управление делами общества. М., 1984.
5 См.: Пискотин М. И. Социализм и государственное управле-
ние. М., 1984.
6 Интересно отметить, что в то время, как известно, различа-
лись два метода регулирования: метод равноправия сторон и метод
односторонних властных предписаний.
7 См.: Власов В. А., Студеникин С. С. Советское администра-
тивное право. М., 1959. С. 7; Советское административное право.
Учеб. пособие для студентов ВЮЗИ. М., 1960. С. 29.
8 Это были наиболее радикальные взгляды на администра-
тивное право, вся суть и подобных исследований и их результатов
заключалась в беспрерывном подчеркивании и аргументации важ-
ности выстраивания логичной и эффективно действующей системы
органов государственного управления в СССР, что было понятно и
объяснимо для советской модели управления экономическими и
политическими процессами жизни общества. В этой связи нельзя не
отметить совсем уже необъяснимый и абсурдный характер преобра-
зований системы и структуры федеральных органов исполнительной
власти в постсоветский период, особенно в России во времена пре-
зидентства Б. Н. Ельцина. За десять лет правления он осуществил
12 коренных реформирований федеральных органов исполнитель-
ной власти, тем самым практически парализовав их работу.
9 См.: Лаптев В. В. О советском хозяйственном праве // Совет-
ское государство и право. 1959. № 4.
10 См.: Шаргородский М. Д., Иоффе О. С. О системе советского
права // Там же. 1957. № 6.
11 См.: Козлов Ю.М. Предмет советского административного
права. М., 1967.
12 См.: Брэбан. Французское административное право. М., 1988.
С. 24–26.
13 См.: Административное право зарубежных стран / Под ред.
А. Н. Козырина. М., 2003. С. 31.
14 См.: Mayer O. Allgemeines Verwaltungrecht. 1896.
15 См.: Административное право зарубежных стран. М., 1996.
С. 128.
16 См.: Уэйд, Филипс. Конституционное право. М., 1950. С. 333.
17 См.: Дейвие К. Dictionary of Public Administration. N.V., 1985. P. 10.
18 О возможных версиях уточнения этих терминов речь пойдет
ниже.
19 Ключевский В. О. Курс российской истории. М., 1987. С. 62.
20 См.: Козлов Ю. М. Предмет административного права. С. 8.
21 См., напр.: Он же. Органы советского государственного уп-
равления. М., 1960.
22 См.: Лазарев Б. М. Компетенция органов государственного
управления. М., 1970.
23 Там же. С. 10.
24 См., напр.: Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Ад-
министративное право Российской Федерации. М., 1997. С. 27.
25 См.: Козлов Ю. М. Органы советского государственного уп-
равления. С. 104.
26 См.: Там же. С. 28.
27 Там же. С. 29.
28 См.: Власов В. А., Студеникин С. С. Советское администра-
тивное право. С. 7.
29 См.: Козлов Ю. М. Органы советского государственного уп-
равления. С. 28.
30 См.: Петров Г. И. Сущность советского административного
права. Л., 1959. С. 81.
31 См.: Козлов Ю. М. Органы советского государственного уп-
равления. С. 105.
32 См.: Он же. Административно-правовые отношения. М., 1971.
33 См., напр.: Веремеенко И. И. Механизм административно-
правового регулирования в сфере охраны общественного порядка.
Ч. 2. М., 1982.
34 См., напр.: Козлов Ю. М. Предмет административного права.
С. 112.
35 Здесь не затрагивается вопрос о круге этих отношений и их
субъектах, связанных с новой организацией государственной влас-
ти в РФ по принципу ее разделения на три ветви.
36 См., напр.: Стайнов П., Ангелов А. Административное право
Республики Болгарии. М., 1960.
37 См.: Козлов Ю. М. Предмет административного права. С. 113.
38 См., напр.: Петров Г. И. Советские административно-право-
вые отношения. Л., 1972. С. 66.
39 См.: Козлов Ю. М. Предмет административного права. С. 118.
40 См., напр.: Александров Н. Г. Законность и правоотношения в
советском обществе. М., 1955. С. 132.
41 Цитируемые авторские слова об управлении во многом опре-
деляли и характер возникающих административно-правовых отно-
шений.
42 См.: Козлов Ю. М. Предмет административного права. С. 120.
43 См., напр.: Петров Г. И. Советские административные отно-
шения. Л., 1960. С. 64–67.
44 См., напр.: Александров Н. Г. Законность и правоотношения в
советском обществе. М., 1949.
45 См.: Иоффе О. С. Правоотношения по советскому гражданс-
кому праву. Л., 1949.
46 См.: Алексеев С. С. Об объекте права и правоотношения. Воп-
росы общей теории советского права. М., 1960.
47 См.: Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении. М., 1974.
48 См.: Манохин В. М. Советское административное право: Курс
лекций. Саратов, 1968.
49 См.: Петров Г. И. Сущность советского административного
права.
50 См.: Козлов Ю. М. Предмет советского административного
права.
51 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. М., 1955.
Т. 2. Несмотря на то, что ссылаться на К. Маркса сейчас не принято,
очевидна бесспорность указанного положения.
52 См., напр.: Веремеенко И. И. Механизм административно-
правового регулирования в сфере охраны общественного порядка.
53 См., напр.: Петров Г. И. Советские административно-право-
вые отношения.
54 См.: Там же.